Переделать природу
Освоить культуру винограда за пределами его естественно-климатического произрастания энтузиасты пытались еще в XVII-XVIII веках. Да что там говорить, граф Строганов в оранжереях в Соликамске Пермской губернии растил ананасы! Для понимания: минус 40 зимой здесь норма.
С виноградом все вышло сложнее — его так и сяк пытались возделывать ботаники-любители в Симбирске, Москве, Новгороде, Пскове. Однако даже разовые успехи ласточкой пролетели мимо. Виноград оставался даже в средней полосе дивом дивным и чудом чудным.
Гораздо позже великий подвижник от ботанической науки Иван Мичурин, разбирая причины этих неудач, отмечал, что «тормозом к развитию виноградной культуры у нас послужила, бесспорно, одна лишь грубая ошибка садоводов, делавших до сих пор опыты лишь с сортами, выведенными в странах с теплым климатом, и потому терпевших полную неудачу». Мичурин указал, что «для продвижения культуры винограда на север необходимо было переделать его природу».
И был прав. Уже в конце 1940-х годов были выведены более морозостойкие сорта. И виноград начал неспешное наступление на север. Очень неспешное.
Он точно не в себе
Та самая сигнальная кисть, которая показала, что виноград прижился. Фото: Александр Шестаков
Так говорили соседи моего деда, когда он в 1950-х посадил на своем огороде яблоню. Ну не росли толком они на Урале. Тогда здесь был резко континентальный климат с относительно жарким летом, но очень холодной зимой — яблони вымерзали на корню. Какой там виноград.
70 лет спустя я, продолжатель традиций предка, уже уверенный пользователь яблонь, увидел у знакомого на даче виноградные лозы. «Он точно не в себе», — подумал я и решил посадить виноград.
Естественно, все началось с поисков матчасти. И сразу закончилось — интернет содержит в себе бездну неинформативной информации, почерпнуть из которой крупицу здравой крайне сложно. Обратился к местным садоводам, которые, как оказалось, выращивают реально морозостойкую так называемую изабеллу, знакомую многим по характерному вкусу и запаху ягод, и по одноименному вину.
Не то!
Уфимские соседи
От Перми до Уфы — ерунда по российским масштабам. Но в столице Башкортостана виноград выращивают уверенно и давно. Именно оттуда я привез любовно пестуемые папой моей коллеги два сорта: «Мускат» и «Алешенька». Посадил их весной по всем мыслимым феншуям и замер в ожидании — что же будет?
Робкие и тонкие ростки шевелились на холодном ветру Перми в явном желании подохнуть. Я не сдавался: подкормки, подвязки, полив по расписанию. Все как с новорожденным, попавшим во враждебную среду из теплоты мамы.
Осень, зима. Весна. С содроганием убираю утепляющий кустики материал — и, о чудо, они живы! И так два года подряд.
Этот сезон — уже четвертый для моего экстремального винограда
Весной третьего я обратил внимание на странного вида почки — всего две, но они сильно выделялись на фоне остальных. Оказалось, цветочные. И один из кустов осенью дал так называемую сигнальную кисть — знак того, что виноград прижился, освоился и, наверное, в будущем порадует меня урожаем.
Этот сезон — четвертый для моего винограда. И миновала его страшная напасть, обрушившаяся этой весной на Центральную Россию и почти все Черноземье — внезапные заморозки. По свидетельствам многих друзей из этих регионов, они в этом году будут вообще без урожая. Мой же виноград… Психанул, что ли? Каждая вторая почка — цветочная. Пришлось резать и резать лишние грозди, так как лозы не вытянут столько ягод. И это — новое испытание для начинающего виноградаря. Во-первых — жалко, во-вторых — жадность.
Просто и не просто
Сажать виноград рекомендуют двумя способами: либо в траншеи ниже уровня земли сантиметров на 20-30, либо так, чтобы место, где он будет расти, зимой закрывало мощной снежной шубой.
Первый вариант подразумевает осеннее пригибание лозы в шурф с последующим укрыванием утеплителем с таким расчетом, что сохранится вентиляция: лозы очень чувствительны к намоканию — гниют даже зимой. Второй — лоза просто ложится под укрывной материал и закрепляется так, чтобы ее зимой тоже защищал от мороза снеговой покров.
Весной открывать виноград в пермских широтах следует лишь после того, как минует угроза возвратных заморозков. Проблема в том, что каждый год они происходят в разное время. Тут уж случайность как она есть. В этом году повезло.
Начало лета — подкормки. Первые — азотные, так как растению надо выгнать зеленую массу для фотосинтеза, затем, после цветения, уже калиевые, чтобы лоза больше качала в ягоды. И вот как только они сформируются, начинаются настоящие проблемы.
Милдью тебе в оидиум
Виноград — это культура, возделываемая человеком как минимум 10 тыс. лет. С точки зрения науки растение, безусловно, генетически модифицировано в угоду потребности людей. Однако все эти тысячелетия оно пронесло с собой характерные для себя болезни, справиться с которыми без использования химии невозможно.
Одна из них — милдью. Это ложная мучнистая роса винограда, вызываемая грибком. На листьях — некрасивые пятна от белых до коричневых, ягоды покрываются налетом, сохнут и отваливаются. Урожай можно потерять за неделю-другую. Борьба с напастью — обработка фунгицидами.
Оидиум или оидий — это тоже мучнистая роса, только, как говорят ученые, настоящая. Вызывается также грибком и действует на виноград несравненно быстрее и беспощаднее, чем милдью. Результат тот же. Однако фунгициды, воздействующие на эти возбудители, разные. Удивительно, но в садоводческих магазинах Урала эти средства в продаже уже появились. Значит, не только я решил, что смогу потягаться с климатом и природой в попытках вырастить самый настоящий виноград.
А еще виноград жрут трипсы, блошки, еще десяток-другой мелкой насекомной живности. Но в Перми их почти нет — слишком холодно для вредителя, но уже тепло для солнечной ягоды.
Секатором по побегам
Одна из премудростей в выращивании винограда — обрезка. К примеру, после формирования гроздей его надо чеканить — обрезать верхушки побегов, чтобы куст не шел в неконтролируемый рост. Необходимо вырезать жирующие побеги вегетации текущего сезона — они забирают у лоз с гроздьями силы и резко снижают качество и количество урожая.
Осенняя обрезка — вообще «пляски с бубном»: необходимо сформировать куст так, чтобы он в следующем году гарантированно дал новый урожай. Этот пункт ухода за лозой в рамках одной газетной статьи изложить просто невозможно.
Да и на зимовку надо закладывать только созревшие побеги винограда, те, что имеют ровный коричневый цвет и при сгибании издают чуть слышный хруст.
Ну и кто тут не в себе?
Конечно, получить пермский промышленный сбор винограда — это несбыточная мечта для садовода столицы Западного Урала. Но здесь сам факт — я смог, несмотря на зону очень рискованного земледелия. Урожай, конечно, немного недотянет по качеству и вкусу до ягоды, привезенной из бывших союзных республик Советского Союза, увы. Ну и что?
Именно об этом говорил более века назад Иван Мичурин, человек, своими трудами сдвинувший ареал произрастания многих культурных растений далеко на север. «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». Ну и кто тут не в себе?