Знаменитый французский писатель Анатоль Франс в 1908 году прогремел благодаря роману «Остров пингвинов», который был сатирическим переосмыслением истории Франции.
Без икры и без вина Антарктида не мила
Но лауреат Нобелевской премии в области литературы был бы потрясен, узнай он, каким образом спустя век с небольшим сюжет с пингвинами был воплощен в жизнь на Украине.
Да что там Анатоль Франс, сама королева Мария-Антуанетта, прочитай она украинские новости 2024 года, возмутилась бы: «И какие у вас были претензии к моим пирожным?»
В соцсетях Украины сейчас на пике популярности короткие ролики о танцующих пингвинах. Обитатели Антарктиды, согласно авторам роликов, «пингвины счастливы, узнав, что украинская экспедиция привезла им черный шоколад и вино».
Aif.ru уже сообщал, что Национальному антарктическому научному центру киевский режим выделил 11,6 млн долларов. Средства будут, в том числе, потрачены на закупки 28 килограммов осьминогов, 118 кг филе лосося и 140 кг стейка лосося, 168 бутылок красного вина, 112 — белого, а также 4 килограммов икры. Изучать жизнь пингвинов без деликатесов украинская экспедиция не в состоянии.
За период с начала СВО деятельность украинской научной станции в Антарктиде была профинансирована в общей сложности на 25 млн долларов. Задавать вопросы относительно отдачи от этих средства в Киеве не принято. Потому что эти миллионы долларов — у кого надо миллионы долларов.
Киев хотел дележа
Возглавляет центр по поглощению вина, икры и осьминогов в Антарктиде не близорукий аббат Маэль, по ошибке покрестивший пингвинов в произведении Франса, а вполне зрячий Евгений, он же Евген Дикий. Думается, если бы Франс познакомился с этим персонажем, он бы, несомненно, включил его в произведение.
Но для начала нужно вспомнить, откуда вообще у Украины появилась научная станция в Антарктиде.
В 1956 году в Антарктиде начала работу первая комплексная антарктическая экспедиция Академии Наук СССР. Впоследствии научную миссию на самый холодный континент стали называть Советской антарктической экспедицией. Советские исследования в Антарктиде были чрезвычайно масштабными. На пике того периода деятельности на континенте работало около десятка постоянных и сезонных станций, на которых были задействованы около 180 зимовщиков. В летний период число сотрудников и вовсе достигало 450. Конкурировать с таким размахом могли только Соединенные Штаты.
Как и освоение космоса, исследование Антарктиды было делом всего Советского Союза. В обеспечении работы Советской антарктической экспедиции участвовали многие республики, в том числе и Украинская ССР.
А после распада большой страны Киев стал настойчиво требовать «своей доли» в Антарктиде.
К тому моменту Советская антарктическая экспедиция превратилась в Российскую антарктическую экспедицию. Это было вполне логично, поскольку главные научные центры, материальная база и большинство специалистов находились в РСФСР. Но, главное, только правительство России готово было тратить деньги на Антарктиду — хотя бюджет и значительно урезали.
Украина же ни во что вкладываться не хотела, а требовала банального дележа. Ученые, однако, возразили: такой дележ приведет к разрушению единой научной системы, и проводить его никак нельзя.
Впрочем, украинцам предложили продолжить участие в совместных исследованиях. В Киеве топнули ногой — политикам нужна была не наука, а «демонстрация флага».
На дурака не нужен нож…
Соглашение по Антарктиде предусматривает необходимость ликвидации и утилизации научных станций, завершивших работу. Великобритания в начале 1990-х решала вопрос ликвидации станции «Фарадей» на острове Галиндез у побережья Антарктиды. И тут появился шанс переложить все заботы на плечи амбициозных украинцев.
Первые три украинца прибыли на «Фарадей» в декабре 1994 года, и над станцией был поднят украинский флаг. Летом 1995 года было подписано межправительственное соглашение о передаче станции Украине. Цена была символической — 1 фунт.
Дальнейшая работа станции была определена Меморандумом о передаче «Фарадея». А в нем был пункт, согласно которому украинцы обязаны передавать ВСЮ собранную научную информацию Британской антарктической службе.
Изначально предполагалось, что срок такой работы будет ограничен десятью годами, но в одном из интервью украинских специалистов промелькнуло следующее: «Мы продолжим делиться данными с английскими коллегами, тем более что они и после передачи станции привозили нам современное научное оборудование».
Иными словами, Лондон сохранил возможность получения научной информации, переложив все заботы и расходы на Киев.
В 2021 году Киеву продали английское полярное судно снабжения — Лондон списал его после 30 лет службы. За это Украина заплатила 5 млн долларов.
Первостатейная сволочь: биография «главного по Антарктиде»
При этом никакой реальной программы антарктических исследований у украинцев нет — он продолжают выполнять вспомогательные функции для Великобритании. Именно поэтому Национальный антарктический научный центр Украины возглавляет Евген Дикий — назвать его ученым не поворачивается язык.
Уроженец Киева еще в юности примкнул к националистам, участвовал в их акциях в столице Украинской ССР, затем поддерживал неонацистов в Литве, а после этого примкнул к террористам в Чечне.
В перерывах между политической деятельностью Дикий окончил биофак Киевского университета и аспирантуру Киево-Могилянской академии по специальности «Экология».
Злые языки, однако, говорят, что все научные регалии Дикого — фикция, а продвижение его в этой области связано исключительно с политической активностью. За тридцать лет не было на Украине такой мерзости, в которой бы не присутствовало имя Дикого.
Неудивительно, что он участвовал и в «Евромайдане», и в карательной операции против населения Донбасса. Дикий возглавлял роту в нацистском формировании «Айдар» (признано экстремистским на территории РФ — прим. АиФ.ru). Впрочем, буквально через пару месяцев боев он был демобилизован в связи с ранением.
Томос для Антарктиды
Этого вполне хватило Евгену, чтобы на каждом углу кричать, что он «на колчаковских фронтах ранен». С 2015 по 2018 годы он успел поработать заместителем директора Украинского научного центра экологии моря, директором Украинского научно-исследовательского противочумного института, пока его не пристроили «главным по Антарктиде».
Идеология исследований южного материка в изложении Дикого звучит так: «Либо мы будем частью того золотого миллиарда, где Илон Маск, Марс и так далее, либо частью того мира, где сомалийский крестьянин мотыгой обрабатывает десять метров сухой земли. Третьего варианта нет, мы либо будем там, либо там. И поэтому наша станция „Академик Вернадский“ является одним из тех пунктов, благодаря которым мы цепляемся за это».
Странно, конечно, что станция «Фарадей» переименована именно в «Академик Вернадский». Ведь выдающийся ученый говорил вещи, очень далекие от идеологии Дикого: «Я думаю, интересы и спасение России сейчас в победе большевизма на Западе и в Азии».
Зато Дикий навел порядок в религиозной жизни в Антарктиде. Нет, пингвинов он не крестил, зато объявил о переходе расположенной на станции часовни Святого Владимира под контроль ПЦУ.
Украинцам Дикий больше известен не как полярный исследователь, а как сторонник «войны до последнего украинца».
Евген мобилизует пингвинов?
В декабре 2023 года он обещал, что «ветераны АТО» будут осуществлять жесткие меры по мобилизации украинцев, а в феврале 2024 года, узнав о сопротивлении сотрудникам военкомата в селе Космач на Ивано-Франковщине, пригрозил: «Если там будут жевать, извините, сопли, то мы увидим таких случаев все больше, а потом гражданская власть разведет руками и скажет армии решать проблему. Поверьте, армия решит. Но мне бы очень не хотелось, чтобы Космач зачищали как вражескую территорию».
В общем, Дикий верно служит украинскому фюреру, за что и получает «антарктическую мзду».
Псевдоученый — яркий пример той прослойки украинского общества, кому война как мать родна. Выделяется он тем, что его система получения доходов отличается экзотикой с пингвинами. Но сами птицы, поговаривают, мигрируют подальше от украинской станции. Они опасаются, что Дикий скоро и их начнет мобилизовывать в ВСУ.
<!–Расположение: –>