Старейшая в Китае обсерватория была построена в 1442 году. Здание сложено из того же серого кирпича, что и Великая китайская стена. А приборы здесь служили по своему назначению более 500 лет. Удивительно и то, как они сохранились до наших дней, и то, как здание обсерватории удалось бережно сберечь – при том что это центр Пекина, кругом современные здания. Это один из примеров, как гармонично прошлое соединяется с будущим.
Фото: Медиакорпорация Китая
Прилегающие к этому зданию постройки представляют не меньший интерес. Это Сыхэюань – классический в прошлом тип застройки. Сы – четыре – означает четыре стороны света. Хэ – соединяться. То есть все комнаты соединены между собой. Ну а юань – открытое пространство – сам внутренний дворик. Здесь все подчинено древним традициям, интерес к изучению которых сегодня растет. И не случайно.
Фото: Медиакорпорация Китая
В прошлом году в Пекине в Академии истории состоялся симпозиум по сохранению и развитию культурного наследия Китая. В нем приняли участие ведущие ученые, историки, антропологи. В завершении симпозиума с речью выступил председатель КНР Си Цзиньпин. Он призвал развивать лучшие достижения традиционной китайской культуры. Он отметил, что невозможно понять ни древний Китай, ни тем более будущий Китай, не узнав его с точки зрения исторической преемственности.
Ван Бо, вице-президент Пекинского университета:
“Суть инноваций в том, чтобы реагировать на проблемы времени, постоянно адаптироваться к меняющемуся миру и отвечать на различные вызовы, чтобы китайская культура и китайская цивилизация могли существовать и по сей день. Следовательно, “преемственность” и “инновационность” – это своего рода духовные характеристики целостности и новаторства китайской культуры”.
За год с момента проведения симпозиума по сохранению и развитию культурного наследия понятия “инновационность” и “преемственность” трансформировались в так называемый “Новый китайский стиль”. Он стал узнаваем в разных сферах, на разных площадках, в том числе и на Пекинской неделе моды. Это событие традиционно проводится в арт-центре на территории бывшего завода. Даже само по себе это пространство олицетворяет новую концепцию – придание старым объектам нового предназначения. Интересно, что во время проведения Китайской недели моды не только на моделях, но и на многих посетителях была одежда в “Новом китайском стиле”. Из мира моды он проник и дальше – в спортивную одежду и аксессуары.
Многие дизайнеры используют китайские элементы, такие как Дуньхуан, голубой и белый фарфор и вышивка Мяо. Сейчас все больше людей в мире обращают внимание на китайскую культуру и китайскую моду. Благодаря выразительности одежды все больше молодых людей во всем мире могут понять этот китайский элемент-символ.
Некоторые традиционные китайские промыслы и ремесла еще не так давно находились на грани исчезновения – как, например, парча малой народности ли, называемая “лицзинь”. История изготовления насчитывает более 3000 лет – ее часто называют “живым ископаемым” в истории китайского текстиля. Несмотря на яркие цвета и изысканные узоры, нынешним мастерицам трудно добиться успеха – они умеют мастерски ткать, но искусство самостоятельной разработки узора почти утрачено. В связи с этим Федерация текстильной промышленности Китая и Фонд развития женщин запустили специальную программу, чтобы сохранить этот промысел и дать ему возможность обрести второе дыхание.
Фото: Медиакорпорация Китая
Лю Вэй, активистка продвижения нематериального культурного наследия Китая в области текстиля:
“Сохранив традиционный узор, мы улучшим его с точки зрения цветов, контраста современного эстетического восприятия и повысим значимость изделий ручной работы. Пусть каждая ткачиха использует свое мастерство для создания современных работ, имеющих настоящую культурную ценность”.
Китайские музеи за год, прошедший с момента симпозиума по сохранению и развитию культурного наследия, заметно продвинулись в новых методах подачи информации, чтобы изучение истории и культуры было интересно прежде всего молодому поколению. В ход идут новые технологии, в том числе и виртуальной реальности.
Одна из главных задач по интеграции древней культуры с современной – возможность дополнять друг друга, в том числе и в городской среде. Сейчас многие мегаполисы скрупулезно восстанавливают исторические кварталы. Так, в городе Шэньчжэнь удалось восстановить древний рынок. Впереди новая цель – интегрировать в старинные улочки современное искусство и цифровые технологии, сохраняя при этом их историческую ценность и колорит.
За год, прошедший с момента проведения симпозиума по культурному наследию, ясно: воплощение новой культурной миссии в целях построения современной цивилизации китайской нации происходит в масштабах всей страны. Поиск удачного баланса существования древности и современности продолжается в разных формах и направлениях, что позволит оживить связь между культурным прошлым, настоящим и будущим.