Основоположник русской симфонической музыки, автор первой национальной оперы — о значении этого композитора все знают со школьной скамьи. При жизни он встречал не только признание и славу, но и жесткое неприятие как новатор. Ругали и сюжет «Ивана Сусанина» (более известное сегодня название оперы «Жизнь за царя», принятое в советское время) — за слепое верноподданичество героя-крестьянина, и форму «Руслана и Людмилы» — за невиданное прежде смешение сказки, эпоса и лирики, и яркие образы «Камаринской», в основу которой легли мотивы свадебной и плясовой песен.
От критиков Глинка отмахнулся широко известной фразой «Музыку пишет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Несмотря на долю иронии, народные корни творчества Глинки так же очевидны, как и европейские. К примеру, прежде чем написать «Жизнь за царя», он основательно изучил итальянское оперное пение.
В программе фестиваля соединили обработки народной музыки и академические произведения русских и европейских композиторов. Так, на открытии Государственный русский хор имени А. Свешникова под управлением Геннадия Дмитряка исполнит шедевры отечественной классики XVIII-XXI веков. Прозвучит и музыка Глинки из оперы «Жизнь за царя»: интродукция «Родина моя» и «Славься!».
Саму оперу смоляне услышат 1 июня в исполнении солистов Мариинского и Большого театров, хора Мариинки и объединенного симфонического оркестра обоих бывших императорских театров. Дирижировать будет Валерий Гергиев. Спектакль «Жизнь за царя» был поставлен 20 лет назад на основе восстановленной партитуры с либретто барона Розена, которое было создано в сотрудничестве с Глинкой. Позднее тексты арий неоднократно изменялись. В сталинское время оперу переименовали в «Ивана Сусанина», а либретто переписали (заменив, в частности, «царя» на «Родину»), что делало его очень неудобным для исполнителей.
Показы оперы решили сделать бесплатными, распределив часть билетов по спискам. Как сообщили в минкультуры Смоленской области, места достались лауреатам музыкальных конкурсов, родным участников СВО, учащимся и педагогам музшкол. Оставшиеся пригласительные выдавали в кассе, что спровоцировало ажиотаж и не самые приятные комментарии. Всем, кому не досталось билетов, предложили посмотреть 1 июня прямую трансляцию — большой экран установят на площади Ленина.
«Сказку о царе Салтане» композитора Светланы Новиковой-Бородиной представит 2 июня в КВЦ имени Тенишевых Смоленский русский народный оркестр под управлением Игоря Каждана. Этот же коллектив будет аккомпанировать вокальному дуэту Татьяны и Дамира Закировых в областной филармонии. Солисты Михайловского театра и театра «Зазеркалье» (Санкт-Петербург) представят серию арий и дуэтов из знаменитых опер и оперетт, романсы и советские шлягеры.
Квартет имени М. Глинки подготовил к юбилею русского композитора программу с участием пианиста Александра Ключко и контрабасиста Виталия Веселовского. Прозвучит Большой секстет самого Глинки и Третий струнный квартет Чайковского.
Погружение в мир камерной музыки продолжится с арт-проектом «Тенора XXI века» с участием солистов ГАБТа, московского театра «Новая Опера» и детского музыкального театра имени Н. Сац. Дмитрий Бобров, Станислав Мостовой, Сергей Петрищев, Сергей Писарев и Георгий Фараджев исполнят вокальные сочинения русских и итальянских композиторов.
С ярким шоу «Последняя любовь Дон Кихота» в фестивале примет участие театр национального танца Испании Flamenco Live. Этот проект объединяет танцоров «чистого» фламенко, гитаристов, певцов и перкуссионистов.
Дважды — в смоленской филармонии и музее-усадьбе «Новоспасское» — прозвучит программа «Маэстро Аккордеон», подготовленная смоленским русским народным оркестром. В нее вошли переложения музыки Глинки и Бородина, Альбинони и Вивальди, а также пьесы аргентинских композиторов — Ришара Гальяно и Астора Пьяццоллы, без которых сегодня сложно представить выступления аккордеонистов. В концерте в Смоленске примет участие приглашенный солист Александр Поелуев.
Ну а на закрытии блеснет ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Артисты привезут одноактный балет «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов, легендарное «Яблочко» и корейский танец «Санчонга», венесуэльский «Хоропо», мексиканскую сюиту «Сапатео», нанайскую игру «Борьба двух малышей» и Арагонскую хоту на музыку Глинки.
Подробности — на сайте смоленской филармонии