Участники онлайн-дискуссии на портале Всеостройке.рф обсудили проблемы, которыми сопровождается приемка нового здания, а также способы повышения качества нового жилья.
Круглый стол «Качество жилья. Что нужно, чтобы крыши в новостройках не протекали, а фасады не разваливались» провела директор портала Всеостройке.рф Светлана Опрышко в рамках еженедельного онлайн-проекта эфиров.
Обсудить животрепещущую тему пришли:
Олег Ермоцанов — Директор объединенной дирекции ГК ТОЧНО
Виталий Ершов — Директор по строительству Холдинга Setl Group
Николай Складнев — Главный директор по строительству ГК «КОРТРОС»
Антон Мороз — Вице-президент Национального объединения строителей
Гостям было предложено проанализировать качество новостроек и ответить на вопрос, что нужно, чтобы крыши новостроек не протекали, а фасады не разваливались.
Вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз рассказал, что качество новостроек за первое полугодие 2024 года продолжает улучшаться. Застройщики используют экологичные материалы и вводят новые методы строительства — модульное и монолитное. Тем не менее проблемы с качеством остаются, особенно в сегменте эконом-класса.
«Нехватка инженеров и рабочих тоже может приводить к ошибкам в строительстве. Дефекты также происходят из-за желания поскорее завершить проект — застройщик идет на компромиссы на этапе контроля качества. Еще одна причина — давление рыночных и финансовых факторов. Стараясь остаться конкурентоспособными и обеспечить ликвидность, застройщики стремятся к снижению себестоимости строительства», — сказал Антон Мороз.
Главный директор по строительству ГК «КОРТРОС» Николай Складнев в своем выступлении отметил, что передача объекта собственнику с первого раза — это основная задача компании. Сейчас таким образом передается 57% жилья в среднем по Москве, Перми и Екатеринбургу.
Николай Складнев считает проблему качества вечной темой. Но, по его убеждению, дома становятся лучше по всем параметрам — архитектурным и инженерным. К тому же застройщики вкладывают огромные усилия и средства в подготовку рабочих кадров.
«При наших объемах в 600 тыс. кв. м жилья мы стараемся биться за каждого собственника. Бывают ли конфликты? Конечно. Но я твердо убежден, что каждый мой дом лучше предыдущего, — считает главный директор. — Но нужно внимательно слушать претензии людей, разумеется, отделяя случаи потребительского экстремизма, когда на 21-метровую студию приходится 420 тыс. замечаний».
Директор по строительству холдинга Setl Group Виталий Ершов рассказал в эфире Всеостройке.рф, что компания ежегодно сдает более 20 тыс. квартир, — около 1 млн кв. м, и последние несколько лет сдаваемость площадей с первого раза не была ниже 90%. И это несмотря на то, что компании приходилось возвращаться на объекты по гарантийным причинам.
Он говорит, что компании достаточно одного раза натолкнуться на проблему, чтобы ее не повторять. Специалисты действуют по принципу «кайдзен», «отматывая» историю возникновения проблемы назад и купируя ее в самом начале.
Виталий Ершов считает, что большое количество проблем, которые находятся в процессе сдачи дома жильцам, происходит от информационного шума и легенд вокруг отдельных претензий жильцов.
«Если раньше человек, найдя замечание, максимум рассказывал о нем соседу, то сейчас информация распространяется мгновенно. Люди, даже не имеющие таких проблем, начинают ими заряжаться, искать их у себя. Одно из таких явлений — “промерзание”, которого по ГОСТу не существует. Это фейк. Определить промерзание может только целая бригада, выполнив комплекс мер, а не жилец, который купил тепловизор и увидел страшные синие пятна», — рассказывает Виталий Ершов.
Директор по строительству рассказал, что компания ведет разъяснительную работу среди жильцов, призывает их вместе бороться за качество квартир, но если обнаруживаются дефекты, которые действительно появились по вине компании, то они своевременно устраняются. Дольщику вручается цифровой паспорт квартиры, где указываются все параметры и отклонения жилья. По словам Виталия Ершова: «мы не хотим, прятать эту информацию».
«В этом году мы провели эксперимент, его цель — чтобы сдаваемость с первого раза была 95% и выше. Наняли профессиональных приемщиков, чтобы они оценили то, что мы сдаем, посмотрев на это глазами клиента. Сейчас идет два таких эксперимента на двух секциях ЖК. Мы сейчас эти две секции вычищаем, согласно требованиям, которые они нам выкатили, и теперь посмотрим, как это повлияет на заселение. Если заселение будет 98% и выше, тогда овчинка выделки стоит, и мы что-то будем доделывать в своих процессах; если меньше — дело в тех самых 10% людей, которые настроены не принять, с другой системой ценностей. Но если мы за счет этого эксперимента повысим сдаваемость жилья на пару процентов, значит, в этом есть смысл», — подытожил Виталий Ершов.
Директор объединенной дирекции ГК ТОЧНО Олег Ермоцанов отметил, что создана организация профессиональных приемщиков, которая зарабатывает на несуществующих недостатках объектов.
Олег Ермоцанов также обратил внимание на то, что некоторые проблемы жильцов связаны с тем, что они «превращают свои квартиры в конструкторы». А потом у кого-то не течет вода или протекает потолок. И за все это почему-то принято ругать строителей.
«Социальная ответственность дольщиков тоже должна присутствовать. Мы очень стараемся и призываем дольщиков бережно относиться к тому, что мы построили. Нам действительно выгодно сделать хорошо, как уже говорили коллеги. Мы по-настоящему гордимся своей работой. Но если жилец, который делает ремонт, внося что-нибудь тяжелое и габаритное в квартиру, повреждает дверь соседа, претензии направляют к нам», — подытожил Олег Ермоцанов.
В завершении эфира представителям застройщиков были заданы вопросы от зрителей. Светлана Опрышко поблагодарила гостей эфира.
«Сегодня мы разобрали вопросы качества новостроек. Надеюсь, кейсы участников эфира будут полезны для остальных девелоперов, и успешный опыт поможет застройщикам повысить процент передачи объектов дольщикам с первого раза»