Дорожающий бензин — это не только меняющиеся ценники на АЗС, но и растущая стоимость практически всех потребительских товаров и продуктов питания, ведь их доставка до магазинов осуществляется автотранспортом. С начала года стоимость бензина марок АИ-92 и АИ-95 выросла на 4,7%, АИ-98 — на 4,9%.
Почему цены на бензин и дизель непрерывно растут и можно ли их как-то остановить, рассказал aif.ru завотделом исследования энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.
Евгений Никтовенко: Вячеслав Александрович, наша страна является одним из крупнейших производителей нефти, у нас избыточные мощности по переработке — почему же моторное топливо неуклонно дорожает?
Вячеслав Кулагин: У производителей нефтепродуктов есть свои затраты, которые увеличиваются вместе с общей по стране инфляцией. Соответственно, они вынуждены переносить растущие расходы в отпускные цены на свою продукцию, это главная причина подорожания бензина и дизеля. Но свою лепту вносят и индексация топливных акцизов, и более привлекательные мировые цены на нефтепродукты.
— Как мировые цены влияют на наш внутренний рынок, если Европа ввела эмбарго на наше топливо, а у нас действует запрет на экспорт бензина?
— Европейское эмбарго, конечно, действует, но мы переориентировали поставки на другие страны. Например, одним из крупнейших покупателей нашего дизеля стала Бразилия, куда ранее мы почти не делали поставок. Мы по-прежнему остаемся одним их крупнейших поставщиков нефтепродуктов на глобальном рынке, а экспортные сделки проходят по мировым ценам, которые «подтягивают» к себе цены на внутреннем рынке.
— Многие обвиняют владельцев АЗС в безбожных накрутках и, как следствие, высоких топливных ценах.
— У независимых АЗС бизнес волнообразный. Иногда они приобретают на бирже дорогое топливо и реализуют его в розницу по сложившейся на рынке цене, которая ниже закупочной. В такие моменты их бизнес убыточен, и поддерживают деятельность они за счет продажи сопутствующих товаров в магазинчиках и кафе при заправках. Но бывают перекосы и в другую сторону, когда оптовые цены серьезно снижаются, а цены на АЗС — нет. Но в целом по году у владельцев заправок рентабельность не очень высокая, слишком задрать стоимость топлива не даст государство, которое пристально следит за розничными ценами.
Бензин — кровь экономики
— Но меняющиеся ценники на АЗС — это лишь видимая часть айсберга. Вся техника аграриев работает на дизеле, продукты и товары по магазинам развозят на автомобилях, и дорожающее топливо разгоняет цены буквально на все.
— Конечно, рост стоимости нефтепродуктов подстегивает инфляцию в стране, но уже несколько лет цены на бензины и дизель дорожают пропорционально общему росту цен. В структуре розничных цен на потребительские товары и услуги расходы на топливо в процентном выражении не меняются.
Проблемной остается лишь ситуация в сельском хозяйстве — трактор или комбайн до заправки не доедут, для снабжения их топливом аграрии заключают договора с оптовыми поставщиками топлива, которые отправляют на фермы бензовозы. И были случаи, когда поставщики, пользуясь напряженной обстановкой на рынке, привозили топливо по цене, вдвое превышающей цены на заправках. Конечно, такие затраты сельхозпредприятий потом сказывались на цене их продукции.
— Власти что-то делают, чтобы исключить такие явления?
— Конечно. В правительстве постоянно мониторят ситуацию, учитывают, какие НПЗ в каком объеме производят нефтепродукты, и если происходит разбалансировка, то, например, вводят запрет на экспорт, чтобы насытить внутренний рынок и не допустить роста цен.
— Сейчас есть угроза дефицита топлива?
— Несколько напряженная ситуация складывается с бензинами. Один и тот же НПЗ может выпускать и дизельное топливо, и бензины, при этом долгое время существенная часть дизеля экспортировалась в Европу, а бензин оставался внутри страны. После европейского эмбарго мы немного снизили уровень переработки, экспорт дизтоплива частично переориентировали с ЕС на третьи страны, частично направили на внутренний рынок, и дефицита его нет. Но с общим сокращением нефтепереработки сократился и выпуск бензинов, произошла разбалансировка рынка. Это не критическая ситуация, мощностей НПЗ у нас предостаточно, но властям нужно учесть, что конфигурация рынка изменилась, и вовремя внести необходимые коррективы.
Обуздать цены можно
— Власти могут что-то сделать для стабилизации топливных цен?
— Одним из главных механизмов, регулирующих стоимость нефтепродуктов, в нашей стране является демпфер. Это выплаты нефтяникам из бюджета, которые делает правительство во время роста мировых цен на топливо, чтобы компании не поднимали цены внутри страны. Если внешние цены оказываются ниже внутренних, то в рамках демпферного механизма уже нефтяники доплачивают государству. Чем выше уровень демпферных выплат, тем ниже будут розничные цены на нефтепродукты.
— Большой вопрос, согласится ли Минфин на увеличение демпферных выплат. Какие-то иные меры в арсенале правительства есть?
— Да, но они менее эффективны. Например, можно полностью запретить экспорт нефтепродуктов. Но в этом случае есть риск, что нефтяникам внутренняя переработка станет менее выгодной, и они просто увеличат экспорт сырой нефти. Мы станем продавать сырье вместо товара с высокой добавленной стоимостью, с сокращением загрузки НПЗ потери для экономики, для бюджета будут очень существенные. Поэтому, чтобы избежать побочных явлений, правительству для стабильной работы топливного рынка нужно сосредоточиться на правильном использовании демпферного механизма.
— Как будут меняться розничные цены на бензин и дизель до конца 2024 года?
— Конечно, чиновники в конце года отчитаются, что топливные цены уложились в общий уровень инфляции.
— А по факту?
— Сейчас годовая инфляция прогнозируется на уровне 9-9,5%, это будет ориентиром для темпов роста цен на нефтепродукты. Ниже этого уровня точно не будет, а вот небольшое превышение вполне возможно.
<!—Расположение: —>