В Чехии завершился чемпионат мира по хоккею. «Никто не скучал по сборной России», — не преминул отметить вратарь Доменик Гашек. Он, к слову, в своё время играл в «Спартаке», на шлеме рисовал храм Василия Блаженного… Но вот вопрос: где бы был мировой хоккей без нас, без наших легендарных тренеров?
50 лет назад, в 1974 году, в Зале хоккейной славы в Торонто поместили портрет Анатолия Тарасова. Его сопроводили таким текстом: «Выдающийся хоккейный теоретик и практик, внёсший огромный вклад в развитие мирового хоккея. Мир должен благодарить Россию за то, что она подарила хоккею Тарасова». Он и правда был выдающимся, считает Фетисов.
— Впервые я познакомился с Анатолием Владимировичем, когда мне было 11 лет. Он пришёл в детскую спортивную школу ЦСКА. Привёл с собой кумиров всех пацанов: Рагулина, Фирсова, Викулова, Александрова, Кузькина и Полупанова. Сидел с нами и нашими родителями, объяснял секреты успеха.
«Если для игроков то, что написано на груди — название команды, важнее того, что написано на спине — фамилия хоккеиста, такую команду никто не победит», — говорил он.
Ещё одно незабываемое: «Настоящий защитник должен видеть одновременно не только шайбу, всех партнёров и соперников на площадке, но и блондинку, сидящую в пятом секторе на пятом ряду и пятом месте».
Тарасов был тончайшим психологом. Всегда знал, кому, что, как и когда надо сказать. Когда мы молодёжной сборной бездарно проигрывали в матче финской команде, он в перерыве спустился в раздевалку на серьёзный разговор, а потом снял папаху и спел гимн СССР. После такого мы порвали всех.
Именно Анатолий Владимирович разработал фантастическую систему физической подготовки. Она на протяжении многих лет позволяла нашим игрокам творить на площадке такое, что никто не мог повторить. Собрал упражнения из всех видов спорта. Но не только. Он использовал то, что видел на репетициях балета Большого театра, ансамбля Моисеева. Работа в глубоком присяде, разножки — это всё оттуда. Результат получился феноменальный.
Тарасов с Аркадием Чернышёвым установили рекорд, который, кажется, никто не превзойдёт. Девять лет подряд (1963–1971 годы) под их руководством сборная СССР по хоккею выигрывала все международные турниры.
До сих пор большая тайна, почему Тарасов после победной Олимпиады 1972 года прекратил тренировать. Уйдя из сборной, а затем из ЦСКА, он занялся другими делами. Возглавил крупнейшее хоккейное движение «Золотая шайба». Ездил по стране, устраивал турниры, общался с тренерами дворовых команд. Опубликовал серию книг о профессиональном мастерстве. Давал там всем игрокам очень точные характеристики, написанные таким доброжелательным языком, что получались, по сути, дружеские шаржи.
Единственный из великих тренеров, он преподавал в высшей школе, передавая свои приёмы младшим коллегам. Стимулировал завершающих карьеру игроков перейти в эту удивительную профессию. Великий хоккейный изобретатель Анатолий Тарасов реализовал такие идеи коллективного мышления, творчества и смекалки, которые до сих пор не могут разгадать наши соперники из Северной Америки и Скандинавии!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
<!—Расположение: —>