В Мадждаль-Шамсе погибли десять человек, 30 получили ранения – удар пришелся по местному футбольному стадиону во время игры. Отсюда большое число пострадавших. Хотя “Хезболла” сообщила о непричастности к инциденту, израильские эксперты быстро установили, что применялась ракета иранского производства из числа тех, что находятся на вооружении ливанской группировки. Тем не менее вопрос о том, кто запустил эту ракету по населенному пункту, который только номинально контролирует Израиль, остается не исследованным. Дело в том, что подвергшийся обстрелу городок преимущественно населен друзами и арабами, многие из которых вообще не имеют израильского гражданства. А сам Мадждаль-Шамса расположен практически на линии разграничения с Сирией и де факто остается оккупированным Израилем поселением на Голанских высотах. Израильского в нем практически ничего нет – только банк, полицейский участок и почта.
В воскресенье агентство “Ассошейтед Пресс”, сославшись на неназванных сотрудников разведслужбы США, сообщило, что удар по стадиону вряд ли был целенаправленным. Нельзя исключать человеческой ошибки, которая привела к неверному выбору цели при пуске ракеты с территории Ливана, технического сбоя или участия в инциденте внешней “силы”, заинтересованной в войне на Ближнем востоке.
Гибель мирных жителей в Мадждаль-Шамсе позволила премьеру Нетаньяху перечеркнуть все разговоры, которые до этого он вел в Вашингтоне. Переговоры в американской столице для премьера Израиля складывались неудачно. С одной стороны, он сорвал аплодисменты в Конгрессе после своего выступления, с другой, его настоятельно “попросили” прекратить военные действия в секторе Газа. И это были уже не разрозненные частные мнения отдельных политиков, а межпартийный консенсус, который глава правительства Израиля не мог проигнорировать. В интервью Fox News кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп заявил: “Я хочу, чтобы он (Нетаньяху) завершил войну и сделал это быстро”. Не менее категорично выступила против дальнейших обстрелов сектора Газа кандидат в президенты от Демократической партии Камала Харрис. Она настолько агрессивно критиковала действия Тель-Авива, что это вызвало ответную реакцию. Неназванный израильский чиновник назвал оценки Харрис вредными для мирных переговоров, а Нетаньяху сообщил прессе, что разочарован заявлением вице-президента США по итогам их беседы. Так что наряду с традиционными словами поддержки в адрес Тель-Авива, премьеру Израиля в Вашингтоне предъявили ультиматум с требованием остановить обстрелы сектора Газа. О том, что в США Нетаньяху энергично принуждали к миру с палестинцами, косвенно подтверждает отказ главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса приехать в Турцию, чтобы выступить перед местным парламентом. В ходе такого выступления Аббасу пришлось бы негативно и резко высказываться в адрес Израиля. А эти оценки, в свою очередь, могли сорвать мирные договоренности с Тель-Авивом по управлению палестинскими территориями, включая сектор Газа, в которых заинтересован руководитель Палестины.
Ракетный обстрел неизвестными мирного городка Мадждаль-Шамсе выглядит политическим “подарком” для Нетаньяху, который позволяет ему продолжить боевые действия. Но теперь война готовится против нового противника – Ливана. Как заявил глава МИД Израиля Исраэль Кац, атака на Голанские высоты “переходит все красные линии”. Не менее категоричен был официальный представитель внешнеполитического ведомства Израиля. По его словам, “сейчас идут последние минуты, чтобы дипломатическим путем предотвратить полномасштабный конфликт, который окажется опустошительным для Ливана. В ночь с субботы на воскресенье Израиль нанес удары по объектам “Хезболлы” на ливанской территории. Однако эти шаги – лишь подготовка к активной фазе операции. Она начнется не раньше, чем премьер Израиля вернется в страну. В предстоящем конфликте Тель-Авив привычно рассчитывает на американскую помощь, Ливан – на поддержку со стороны Ирана. Несмотря на публичные заявления о последнем шансе для мира, обе стороны понимают, что реальный шанс договориться упущен. И лишь выжидают удобного для себя момента, чтобы развязать боевые действия. По мнению Тель-Авива, удар по мирному городу на Голанских высотах выставляет “Хезболлу” агрессором, а ответные действия Израиля – защитой. Версия о непричастности ливанской группировки к инциденту в Израиле не рассматривается, поскольку выглядит вредной с точки зрения стратегических планов еврейского государства.
В воскресенье в Риме проходят очередные переговоры, которые директор ЦРУ Уильям Бернс ведет с израильскими и египетскими коллегами, а также с премьером Катара. Речь идет о прекращении огня в секторе Газа и освобождении остающихся в живых израильских заложников. Если встреча будет успешной, это развяжет премьеру Нетаньяху руки, освободив его от войны на два фронта – с Ливаном и с палестинским движением “Хамас”.
Состоявшийся очень вовремя обстрел Голанских высот позволил Нетаньяху справиться с двумя, как прежде казалось неразрешимыми проблемами: сохранить хрупкую правительственную коалицию, настроенную на дальнейший конфликт с врагами Израиля, и прекратить боевые действия в секторе Газа, на чем настаивали ближайшие союзники еврейского государства. Но после ракетного удара по Мадждаль -Шамсе невольно возникает циничный вопрос – не имеют ли к этой акции, жертвами которой стали арабы и друзы, отношение израильские спецслужбы? И не тот ли это случай, когда заказчика трагедии на Голанских высотах стоит поискать среди тех, кому произошедшее было по-настоящему выгодно.