© prapassp / Фотобанк 123RF.com |
Вопросы уплаты госпошлины и порядка ее учета актуальны всегда, поэтому в новостной ленте мы регулярно публикуем материалы по этой теме. Так, недавно мы рассказывали о планируемом увеличении размеров госпошлин при обращении в суд (кстати, 23 июля индексацию судебных госпошлин уже одобрила Госдума). А ранее мы анализировали отличие госпошлины от платы за госуслугу и разбирались, по каким КВР и КОСГУ отражать каждый из этих платежей.
Сегодня хотим акцентировать внимание на применении бюджетной классификации в отношении госпошлин, которые учреждения уплачивают:
- в связи с обращением в судебные инстанции (ст. 333.19 — 333.23 НК РФ) или по результатам рассмотрения дел на основании судебных актов;
- в иных случаях, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за совершение юридически значимых действий, предусмотренных указанной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Госпошлина, которая фигурирует в процессе рассмотрения судебных дел, является для учреждения:
- расходом – когда учреждение обращается в суд (выступает истцом), а также если судом принято решение о возмещении учреждением (ответчиком) второй стороне разбирательства судебных издержек, в том числе госпошлины;
- доходом / поступлением – если учреждение получает возмещение судебных издержек, в том числе госпошлины, от второй стороны судебного спора.
Заметим, что аналогичная «двусторонняя» форма свойственна также суммам неосновательного обогащения и процентам за пользование чужими денежными средствами.
Правильно определиться с выбором кодов бюджетной классификации и КОСГУ для учета госпошлины как дохода, и как расхода, поможет наша специальная таблица.
ГОСПОШЛИНА – РАСХОДЫ |
|||
Что платим? |
КВР |
КОСГУ |
Примечание |
1. Госпошлина в бюджет (включая уплату госпошлины при обращении в суд и иных госпошлин) |
Речь идет о госпошлинах, установленных гл. 25.3 НК РФ. Обратите внимание, что признание обязательств таким обязательным платежам в бюджет как госпошлина осуществляется на основании документов, подтверждающих совершение юридически значимых действий, за которые взимается пошлина, или документов, подтверждающих получение государственной / муниципальной услуги (см., например, приказ Федерального казначейства от 2 апреля 2020 № 17н). То есть уплаченная до совершения юридически значимых действий госпошлина должна отражаться как аванс – в качестве дебиторской задолженности на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» – до момента осуществления уполномоченным органом определенных действий (например, принятия искового заявления, совершения нотариальных действий, выдачи определенных документов или дубликатов, проставления апостиля) |
||
2. Возмещение судебных издержек, в том числе госпошлины, судебной экспертизы, услуг представителя: |
х |
х |
х |
|
|||
|
|||
3. Присужденные к уплате суммы сверх принятых обязательств:
|
х |
х |
х |
|
|||
|
Подробнее об особенностях учета уплаты государственной пошлины – с бухгалтерскими проводками и полезными комментариями – расскажет специальный раздел Энциклопедии решений
ГОСПОШЛИНА – ДОХОДЫ |
|||
Что получаем? |
КБК |
КОСГУ |
Примечание |
1. Возврат ранее уплаченной госпошлины по заявлению плательщика. |
х |
х |
На практике возможна следующая ситуация: госпошлина уплачена, но юридически значимые действия не были совершены, и учреждение (при наличии такого права) подает заявление на возврат средств. В этом случае поступление средств учреждению нужно рассматривать как возврат «расходной» дебиторской задолженности текущего года или прошлых лет. Отражается в порядке, предусмотренном для отражения операций по возврату дебиторской задолженности, как: |
КВР 852 |
|
||
АУ/БУ |
|
||
КУ |
|||
2. Возмещение сумм госпошлины, ранее уплаченной при обращении в суд, по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством |
АнКВД 130 |
Начисляем новый доход! Дт Х 209 34 561 – Кт Х 401 10 134 |
|
3. Присужденные к уплате в пользу учреждения суммы:
|
АнКВД 140 |
Несмотря на то что в судебных решениях поступления, указанные в п. 2 и 3 таблицы, нередко указываются как «родственные» / аналогичные – путем перечисления через запятую, таковыми они вовсе не являются. Помните, что в соответствии с требованиями Порядка № 209н выбор КОСГУ осуществляется в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции. Это правило вытекает из норм Стандарта «Концептуальные основы…», согласно которым раскрывать информацию в учете и отчетности нужно согласно экономической сущности фактов, а не только в соответствии с их правовой формой.
Детально об учете операций по возврату дебиторской задолженности, о применении бюджетной классификации и отражении таких операций в отчетности смотрите в Энциклопедиях решений для бюджетных, автономных и казенных учреждений