После начала спецоперации на Украине и введения жестких санкций многие россияне опасались экономического коллапса, однако его так и не случилось — напротив, российская экономика продемонстрировала устойчивость, а бизнесу удалось перестроиться и начать зарабатывать больше прежнего, пишет Financial Times (FT) со ссылкой на статистические данные, опрошенных российских бизнесменов и экспертов.
Так, ресторатор из Санкт-Петербурга Антон (имя изменено) в беседе с FT заявил, что сразу после введения санкций процентные ставки взлетели, а у большинства местных жителей не было времени на еду вне дома. Однако, как отмечает газета, за последние два года ситуация изменилась: «россияне купаются в дополнительных деньгах — и с нетерпением ждут возможности с ними расстаться».
FT приводит данные Росстата, согласно которым реальная заработная плата выросла в России почти на 14%, а потребление товаров и услуг — примерно на 25%. В 2024 году, по данным российского Центра макроэкономического анализа и прогнозирования замедления, ожидается дальнейший рост реальной заработной платы на 3,5%, а также увеличение размера реальных располагаемых доходов на 3%.
Вместе с тем уровень безработицы, который в 2022 году составлял 7-8%, сейчас находится на рекордно низком за все постсоветское время уровне в 2,6%.
Как отмечает газета, рост зарплат в России, вероятнее всего, связан с «процветающей военной промышленностью», что подталкивает гражданские предприятия повышать зарплаты «в период острой нехватки рабочей силы». «В результате Россия неожиданно оказалась в центре бума потребительских расходов», — говорится в статье.
«Реальные зарплаты [в России] стремительно растут. У вас есть люди, которые до полномасштабного вторжения почти ничего не зарабатывали… у которых внезапно появились огромные суммы денег», — прокомментировал ситуацию эксперт по экономике России из Германского института международных отношений и безопасности (SWP) Янис Клюге.
Сегодня «взрывной рост» заработной платы ощущается во всех социально-экономических сферах, кардинально меняя жизнь большого числа рабочих, пишет FT. Так, если в 2021 году ткачи в России в среднем зарабатывали $250-$350 в месяц, то теперь они получают порядка $1400 в месяц, рассказала политолог Екатерина Курбангалеева. Вместе с тем средняя зарплата дальнобойщиков, по ее словам, выросла на 38% в годовом исчислении.
В то же время западные санкции и российский контроль за движением капитала сдерживают отток средств состоятельных граждан, стимулируя развитие сектора роскоши и придавая Москве и Санкт-Петербургу, «издавна славящимся своей культурой», атмосферу современных процветающих городов, пишет газета.
«Все, кто относится к высшему среднему классу, просто наслаждаются по-настоящему хорошей жизнью», — отметил в разговоре с FT московский инвестор и предприниматель Сергей Ишков. Он в том числе указал на большое количество новых ресторанов и бурно развивающийся российский рынок электронной коммерции. Один российский олигарх рассказал газете, что почти все его знакомые, покинувшие Россию после февраля 2022 года и вернувшиеся или приезжающие в страну, говорят, что Москва — «лучший город в мире».
Как отмечает FT, в настоящее время (по данным Росстата) свыше 13% россиян оценивают свое финансовое положение как «хорошее», что является самым высоким показателем с начала учета в 1999 году. Оценки «плохого» или «очень плохого» также находятся на рекордно низком уровне — около 14% и 1% соответственно.
Опрошенные газетой экономисты указали, что этот бум во многом был обусловлен государственными расходами, прямыми инвестициями в оборонную промышленность и поддержкой других секторов, таких как сельское хозяйство, инфраструктура и рынок недвижимости. В то же время некоторые из опрошенных прогнозируют замедление роста экономики уже этой осенью.
«Если взглянуть только на цифры, макроэкономическая политика России совершенно [несбалансирована]», — заявил директор Института переходных экономик Банка Финляндии (BOFIT) Иикка Корхонен. По его мнению, россиянам так и не удалось обуздать растущую инфляцию, и это «стало проблемой для правительства и центрального банка».
Вместе с тем, «новообретенное богатство» российских потребителей меняет внутреннюю экономику и само общество, отмечает газета. Так, по словам, Курбангалеевой, демографические группы, которые испытали самые большие изменения в доходах, — это те, кто служит в армии, а также «синие воротнички» (работники отраслей социальной инфраструктуры) и «серые воротнички» (квалифицированные рабочие; работники физического труда). Как указала политолог, теперь даже курьер может зарабатывать 200 тыс. руб. в месяц — столько же, сколько члены Российской академии наук (РАН).
«В верхнем сегменте все понятно: у людей много денег, тратить их некуда, поэтому они тратят их на впечатления», — заявил петербургский ресторатор Антон. — «Если раньше они снимали деньги, открывали какие-то счета, покупали квартиры в Черногории, то сейчас все эти деньги в стране».
«Со временем Россия может оказаться в «иранском сценарии», когда деньги застрянут в стране, что приведет к непомерным ценам на недвижимость, завышенным рыночным котировкам акций и низкому качеству жизни», — не исключил российский олигарх.
Власти России называют западные санкции незаконными и считают, что ограничительные меры в первую очередь вредят тем, кто их вводит. Президент Владимир Путин неоднократно говорил, что санкции хоть в каких-то областях и тормозят Россию, однако в целом стимулируют развитие страны.