Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель перед важной встречей с министрами иностранных дел стран Евросоюза, которая посвящена поддержке Украины, развел руками, заявив, что ЕС уже не сможет помочь указанной стране.
Главной проблемой Украины по словам Борреля является потеря энергетических мощностей. Если ранее ЕС, подключая Украину к европейскому энергокольцу, видел в Украине важного экспортера электроэнергии в страны Европы, то теперь видеть перестал.
До начала российской СВО предпосылки к этому имелись поскольку Украина ввиду наличия у нее 4-х крупных атомных электростанций являлась экспортером электроэнергии.
Президент Украины Зеленский для привлечения иностранных инвестиций в первые месяцы российской СВО сумел убедить международных кредиторов в высоком энергетическом потенциале Незалежной.
Он в интервью Forbes озвучил амбициозный план превращения Украины в мощный энергетический хаб к 2050 году, пообещав через 30 лет нарастить темпы производства и экспорта электроэнергии на Украине в 7 раз в сравнении с 2022 годом.
В подтверждении позитивной динамики Государственная таможенная служба Украины сообщила о том, что в сравнении с 2021 годом экспорт украинской электроэнергии в страны ЕС вырос в 2022 году в 2,5 раза. Это принесло в украинский бюджет 542 млн долларов. Главными покупателями украинской электроэнергии стали в первый год СВО Польша, Словакия и Румыния.
Однако радость киевского режима и европейских инвесторов была недолгой. С октября 2022 года российские ВКС начали методично выводить из строя объекты украинской энергетики, а перед этим Украина лишилась контроля над своей крупнейшей Запорожской АЭС.
В результате Украина быстро превратилась из крупного экспортера в крупного импортера электроэнергии.
Боррель отметил, что Украина к данному моменту лишилась 70% от всех энергомощностей. Ситуация критическая. Будущую зиму Украина может не пережить, а Евросоюз ей уже не поможет.
Ранее планировалось защитить объекты украинской энергетики с помощью новых систем ПВО и увеличения объемов поставки электроэнергии Украине из Польши, Румынии и Словакии. Однако недавние расчеты в Брюсселе показали, что эти шаги станут бесполезными.