Порядок проведения расчетов с потребителями в случае приобретения ими некачественных товаров определен в законе «О защите прав потребителей», где раскрыты особенности замены приобретенного товара ненадлежащего качества на аналогичный товар (то есть при соответствии его качественных характеристик — марки товара, модели, артикула), рассказала aif.ru профессор кафедры Финансового контроля и казначейского дела Финуниверситета при Правительстве РФ Наталья Савина.
Если присутствует разница в цене между приобретенным некачественным товаром и товаром, полученным взамен, то разница в цене товаров возмещается (такое правило работает и в сторону покупателя, и в сторону продавца). В случае, если добровольное удовлетворение требований потребителя на замену товара невозможно, вопрос решается в судебном порядке.
— Для оценки качественных свойств и характеристик лекарственного препарата проводится экспертиза, включающая также оценку соотношения ожидаемой пользы к возможному риску для потребителя. Результаты экспертиз, проводимых специализированными комиссиями, отражаются в заключениях в единой информационной системе, администратором которой выступает Министерство здравоохранения РФ, — пояснила Наталья Савина.
Процессы приобретения лекарственных препаратов имеют свои особенности, раскрытые в законе № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в котором определены требования к составу информации, размещаемой в государственном реестре лекарственных средств, в том числе относительно фармакотерапевтической группы, побочных действий, срока годности, условий хранения, порядка отпуска лекарственного препарата и ряда других характеристик. В реестре указывается качественный и количественный составы действующих и вспомогательных веществ лекарственного препарата.
— Таким образом, при решении вопросов, связанных с возвратом денежных средств или заменой товара, в случае приобретения товара аптечного ассортимента ненадлежащего качества, необходимо учитывать их тип, назначение и свойства. Основанием для возврата денежных средств за приобретенный в аптеке товар является наличие существенного недостатка, не позволяющего его применение, — сказала Наталья Савина.
Причиной для возврата может быть истечение срока годности; несоответствие информации, указанной в инструкции, данным государственного реестра лекарственных средств; несоответствие информации, размещенной на упаковке (о серии и сроке годности) с информацией, размещенной на флаконе или в инструкции о применении; несоответствие качественных характеристик товара с информацией, размещенной на упаковке, инструкции, в государственном реестре лекарственных средств.
— В случае приобретения в аптеке лекарственного препарата, воздействие которого рассматривается пациентом как неэффективное, возврат денежных средств законодательством не предусмотрен, что, однако, не лишает прав потребителя сформировать и направить руководителю аптечной организации соответствующей претензии, а в случае отказа в удовлетворении претензии, жалобы в органы, наделенные контрольно-надзорными полномочиями в соответствующей сфере — Росздравнадзор и Роспотребнадзор, — заключила Наталья Савина.
Ранее эксперт Любовь Гусарова ответила на вопрос, кто обязан разменять деньги для совершения покупки — кассир или покупатель. По ее словам, с точки зрения законодательства отказ в приобретении товара (работы, услуги) по причине отсутствия сдачи у продавца является неправомерным, так же, как и требование к покупателю самому «искать» размен денежных средств. Более того, обеспечить кассира (продавца) разменными денежными средствами — обязанность предпринимателя или администратора организации розничной торговли.
<!–Расположение: –>