Архивное письмо в СНК СССР Вилиса Лациса — главы правительства Латвии — после ее присоединения к Советскому Союзу рассказало о неожиданных и нерешенных вопросах, возникших после переселения в Германию немецкого населения Латвии.
Любопытную переписку в Telegram-канале «Документальное прошлое» опубликовал Государственный архив РФ. Одно из писем было направлено в Совнарком СССР 17 мая 1941 года.
Лацис напоминает о том, что крупная программа по переселению в Третий рейх жителей прибалтийских государств началась еще до их включения в состав СССР.
Фото: t.me/garf_docs
«Лацис пишет о незаконченных расчетах по зарплате с латвийскими работниками и подрядчиками ликвидированных немецких предприятий, а также об алиментах детям и престарелым родителям, остававшимся в Латвии», — сообщает Госархив РФ.
В частности, еще до вступления Латвии в Советский Союз было организовано общество переселенцев под названием «Утаг». Именно оно в 1939 году представляло интересы всех немецких переселенцев, отправившихся на свою родину, включая имущественные интересы.
Однако получилось так, что немцы уехали, оставив после себя непокрытые долги. Их общая сумма составляла более 28 миллионов рублей.
«По соглашению между Москвой и Берлином с начала 1941 года выплаты должно было осуществлять латвийское правительство», — уточняет Государственный архив РФ.
Совнарком Латвийской ССР создал специальную комиссию, которая приняла все имущество и имущественные требования общества переселенцев «Утаг». В числе долгов оказались и такие обязательства, которые латвийский Совнарком посчитал нужным удовлетворить в ближайшем будущем.
Во-первых, к числу таких требований были отнесены долги по заработной плате, которые образовались у покинувших Латвию немцев перед работниками их компаний.
Во-вторых, остро стояла проблема алиментов — переселенцы оставили в Латвийской ССР не только своих несовершеннолетних детей, но и престарелых и нетрудоспособных родителей.
Кроме того, в приоритетном порядке планировалось погасить финансовые обязательства перед кустарями-ремесленниками, которые изготовили различные товары по заказам сбежавших немцев и остались без оплаты своих услуг.
Изначально было договорено, что все выплаты произведет общество «Утаг» до начала 1941 года. И оно действительно производило выплаты, но затем было ликвидировано, выплаты прекратились. Оставшиеся непогашенными финансовые обязательства оценивались Лацисом примерно в 2 миллиона рублей.
Совнарком Латвийской ССР считал, что погашение обязательств возможно за счет реализации имущества общества «Утаг», но с соблюдением ряда принципов.
«Лацис настаивал на минимальных размерах выплат, не более 50 рублей по алиментам на человека в месяц, и начислении их только семьям «трудового происхождения». Деньги выплачивались за счет реализации имущества, когда-то принадлежавшего немцам в Латвии», — добавили в Госархиве РФ.
Требования мелких кустарей и ремесленников предлагалось удовлетворять на сумму не более 1000 рублей. Все остальные требования — только в исключительных случаях, да и то только тогда, когда будет доказано «трудовое начало возникновения обязательств».
Опять же, даже тем, кто сумеет доказать свое трудовое происхождение и трудовую природу возникшего долга, обещали выплачивать не более 1000 рублей на одного человека.
Письмо Лациса было рассмотрено Наркомфином СССР, который не высказал возражений против выплат частным лицам в Латвийской ССР по их требованиям к германским переселенцам.
Наркомфин подчеркнул, что расчеты должны производиться только с трудовым населением и только за счет свободных денежных средств, оставшихся от немецких переселенцев, и за счет выручки от реализации их имущества.