«Без преувеличения, сегодня исторический день. Два года назад, когда мы впервые начали говорить о необходимости регулирования криптовалютного рынка, отношение к нему было крайне негативным. Центробанк даже выпускал рекомендации о полном запрете добычи и оборота криптовалют. Законопроект, принятый сегодня в первом чтении, — результат колоссальной межведомственной работы, ожесточенных споров и поиска общих позиций», — заявил один из авторов документа, замглавы Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Депутат отметил, что пакет поправок ко второму чтению почти готов. «Рассчитываю, что в нем будут учтены некоторые замечания отрасли и убраны ограничители для развития национального сегмента криптовалютной индустрии. В частности, мы будем настаивать на отмене запрета на организацию оборота. Также предстоит отдельно обсудить с минэнерго тарифообразование для майнеров», — заявил Горелкин.
Россия находится на втором месте в мире по майнингу, а майнеры, по оценкам экспертов, могут приносить в бюджет до 50 млрд рублей в год
Необходимость принятия законодательства, регулирующего майнинг, эксперты объясняют тем, что майнинговая индустрия приносит доходы, измеряемые сотнями миллиардов рублей, а Россия находится на втором месте в мире по майнингу. Однако в законодательстве нашей страны сегодня нет понятия майнинга, что затрудняет регулирование отрасли и ее налогообложение. Для бизнеса же использование криптовалют и цифровых активов стало насущной необходимостью, особенно в условиях санкций.
Вопрос о регулировании криптовалют и цифровых активов был поднят президентом РФ Владимиром Путиным на совещании по экономическим вопросам 17 июля. Глава государства поручил урегулировать добычу цифровых валют, налогообложение этой деятельности и тарифные решения. Путин напомнил про успешный пилотный проект с цифровым рублем и подчеркнул, что очень важно «не упустить момент» и своевременно настроить регулирование и инфраструктуру для обращения цифровых активов как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными партнерами.
Как отмечают в Ассоциации промышленного майнинга, после того как в стране заработает взвешенное регулирование, бюджет от промышленного майнинга сможет пополниться на 50 млрд рублей в год, а чистая криптовалютная ликвидность для внешнеторговых расчетов составит 240-300 млрд рублей в эквиваленте. Однако, отмечают эксперты, важно найти баланс в регулировании, чтобы не создать чрезмерного давления на отрасль, которое может привести к уходу майнеров в другие юрисдикции или в теневой сектор.
Майнеры создают вызовы и для энергетиков. Как отмечают представители минэнерго, на майнинг цифровых валют в России ежегодно расходуется 16 млрд киловатт-часов, или почти 1,5% общего потребления энергии. Рост добычи криптовалют может привести к неконтролируемому росту потребления электричества. Дефицит мощности уже отмечается в отдельных регионах — в Иркутской области, Бурятии, Забайкальском крае. Еще одним фактором является то, что в Единой энергосистеме России действует рыночное ценообразование на оптовом рынке электроэнергии, но большие территории занимают неценовые зоны и изолированные энергосистемы, где цены назначаются. Кроме того, по всей стране тарифы для населения регулируются. В результате очень большую роль играет перекрестное субсидирование, когда одни участники рынка платят больше, компенсируя часть затрат других пользователей. Яркий пример — Иркутская область, где на территории 775 тыс. квадратных километров проживают всего 2,4 млн человек. При этом работает три большие гидроэлектростанции, обеспечивающие электроэнергией не только Иркутскую область, но и соседние регионы. Кроме того, в области работает несколько крупных промышленных предприятий, которые платят за электроэнергию по тарифам значительно выше, чем у населения (так называемое перекрестное субсидирование). И тут приходят майнеры, которые платят по тарифам для населения, но сами фактически являются промышленными потребителями. При этом легальный майнинг, как отмечает заместитель генерального директора по коммуникациям BitRiver Олег Огиенко, балансирует энергосистему за счет маневренных мощностей, помогая проходить пиковые нагрузки. Это фактически снижает конечную цену для промпотребителей и способствует снижению выбросов.