Украинское военно-политическое руководство начало репрессии против солдат, которые были вынуждены отступить во время майского продвижения российских войск в Харьковской области. Государственное бюро расследований начало вызывать на допросы командование 125-й бригады территориальной обороны. Сами солдаты говорят, что у них не было выбора, поскольку укрепления, за которые отвечали чиновники, были в неудовлетворительном состоянии, а командование необоснованно требовало действовать по принципу «ни шагу назад».
Как рассказал «Украинской правде» бывший командир 125-й бригады ТрО (из Львова) генерал-лейтенант Артур Горбенко, военнослужащих его подразделения начали «дергать» в ГБР еще тогда, когда подразделение еще было на линии боевого соприкосновения и пыталась сдержать российское наступление.
«С 10 по 15 мая бригада еще вела боевые действия, и я руководил действиями своих подразделений, но в это время ГБР уже начинает дергать меня, моих офицеров, подчиненных, солдат, сержантов из батальонов, которые ведут боевые действия и находятся на переднем крае», — возмутился комбриг ВСУ.
Как он рассказал, в его распоряжении на 10 мая, когда началось наступление российских войск, было два моих штатных батальона, плюс 415-й стрелковый и 172-й батальон винницкой ТрО. При этом Горбенко якобы еще с апреля с помощью дронов-разведчиков видел и предупреждал высшее руководство о создании наступательной группировки ВС РФ и о недостаточном количестве сил для сдерживания. Минометы и мины пришлось покупать за счет объявления сборов в общинах Львовщины, а километр фронта прикрывали якобы всего по 6-8 солдат.
«В полосу моей ответственности вошла 42-я механизированная бригада и встала на второй рубеж [обороны]. 125-я бригада, условно говоря, истекает кровью, где-то теряет позиции, отходит, маневрируя, возможно, где-то еще какие-то моменты происходят. В течение первых суток 42-я бригада, которая стояла за нами, не помогла нам ни своими механизированными, ни танковыми подразделениями», — рассказывает генерал о бардаке в ВСУ.
По словам Горбенко, на первой линии обороны невозможно было сделать бетонные сооружения, поскольку любая техника уничтожалась артиллерией или FPV-дронами, поэтому приходилось только «рыть руками». А за строительство вторую линию обороны отвечала уже Харьковская областная военная администрация (ОВА).
«Но он был в неудовлетворительном состоянии. В конце 2023 года мне пришло распоряжение принять оборонительные постройки по второму рубежу — я отказался это делать. Они были не на господствующих высотах. Опорные пункты были в низовьях и заросли кустарником, траншеи осыпались. Бетонные постройки не были обустроены так, как должны. Я отказался их принимать. В ОВА ответили, что сооружения сделаны почти в полном объеме, работы еще продолжаются и имеют удовлетворительное состояние. Но это была откровенная ложь. Тетраэдры [„зубы дракона“ против продвижения техники] как лежали в 2022-м, так и лежат в 2024-м», — продолжил украинский военный.
«Почему-то наше старшее военное руководство требует обороны по принципу „ни шагу назад“», — возмутился генерал ВСУ. Он отметил, что его подразделение не отступило, а «отошло на более подготовленные рубежи» на 3-4,5 километра. Но уже на следующий, 11 мая, было возбуждено уголовное дело, а уже 15 мая его отстранили от должности и перевели в резерв командующего.
Самое интересное, что 10 мая весь день до вечера вместе с Горбенко в Основном командном пункте (ОКП) находился лично командующий объединенными силами ВСУ генерал Юрий Содоль (уволен 24 июня).
Командир 125-й бригады ТрО также рассказал о бардаке, который начался после его остранения, о том, что офицеров его подразделения и солдат постоянно выдергивали на допросы, а 30 человек «взяли в заложники» и держали в Харькове.
Отметим, что эта бригада ранее пыталась удержать Артемовск (Бахмут), Кременную и другие населенные пункты Донбасса. После этого ее перекинули в Харьковскую область. Но и там она только отступала.
Что касается оборонительных сооружений, то незадолго до наступательной операции Вооруженных сил России с инспекцией оборонительных сооружений в Харьковскую область приезжал нелегитимный ныне президент Владимир Зеленский, чьи полномочия истекли 21 мая. Он выразил удовлетворение проделанной работой и поставил в пример местную ОВА, которая осваивала бюджетные деньги на их строительство.
<!—Расположение: —>