Как пояснили в сурдоцентре, идея программы была подсказана самой жизнью. Известно, что примерно в 60 процентах случаев у детей, имеющих серьезные проблемы со слухом, есть сложности и с вестибулярным аппаратом. Они могут быть неуклюжи, им может быть тяжело на уроках физкультуры.
– Раньше на эту проблему не обращали внимания и всерьез не занимались. Потому что ребенку нужно было прежде всего восстанавливать слух, учить говорить. Моторные проблемы всегда оставались вторичными. Но сейчас у нас благодаря развитию медицины иные возможности. Дети прекрасно слышат благодаря слуховым аппаратам или имплантам. Они нормально разговаривают, успешно учатся в обычных школах, тогда как раньше их уделом становился специализированный интернат. Но сложности с равновесием у них никуда не делись. При этом “крупная моторика”, то есть движения, координация, напрямую влияют и на речь, и на письмо. Именно поэтому мы разработали комплексную программу реабилитации, направленную не только на улучшение слуха и речи, но и на восстановление координации движений, – говорят медики.
Заниматься лечебной физкультурой детям скучновато. Нужен был спорт, увлекательное для детей занятие (что тем более актуально, поскольку ребят со слуховыми аппаратами и имплантами стараются не брать в секции: тренеры боятся ответственности). Выбрали именно большой теннис, потому что он считается безопасным видом спорта для данной группы ребят. К тому же теннис – сложный по координационным движениям вид спорта – огромный плюс. Единственное, что в программе используются мягкие мячики, от которых при попадании в голову точно не пострадает имплант. Дети ощущают себя настоящими спортсменами, у них просыпается соревновательный дух.
Подобная программа запущена впервые в стране. Более того – специалисты не нашли аналогичной в других государствах.
– Наша цель – не просто научить ребенка играть в теннис. Это именно реабилитация, специально разработанные упражнения, направленные на развитие у ребенка моторных навыков. При этом игровая форма занятий вызывает интерес и желание постоянно заниматься. Более того, как показал опыт, наши дети очень трудолюбивы и у них высоко стремление победить. Удивительно, но прогресс у них наступает быстрее, чем у детей с нормальным слухом, – отмечает специалист по адаптивной физкультуре, тренер по теннису, младший научный сотрудник НИИ ЛОР Артем Пожидаев.
Уже первые результаты показали: у ребят не только улучшилась координация движений, но и речь. Моторика и артикуляция взаимосвязаны. Речь детей стала более правильной, расширился словарный запас. Кроме того, увеличиваются возможности социального взаимодействия, и, медики не боятся об этом говорить, повышается уровень интеллекта.
В пилотном проекте участвуют двадцать четыре ребенка в возрасте от 8 до 12 лет – и мальчики, и девочки. Программа рассчитана на то, что после подведения итогов петербургские медики смогут делиться накопленным опытом с коллегами из регионов.
Медики надеются, что и далее будет возможность постоянного использования профессионального корта.
– Мы разрабатываем и внедряем программы, позволяющие улучшить выявление проблем со слухом у детей, коррекцию нарушений, реабилитацию после операции по установке кохлеарного импланта или же после подбора слухового аппарата. Проводимый научный проект по коррекции моторных нарушений с помощью элементов тенниса сделает слухоречевую реабилитацию по-настоящему комплексной, позволяющей не просто восстановить слух и речь, а воспитать разностороннюю личность, готовую приносить пользу стране, – подчеркивают петербургские медики.
Тем временем
По данным ВОЗ, врожденные проблемы со слухом имеют один-три ребенка из тысячи, а к школьному возрасту их количество возрастает до 15 на тысячу. Даже при полной глухоте ребенку можно помочь с помощью кохлеарной имплантации – операции по вживлению во внутреннее уха устройства, с помощью которого ребенок будет слышать все звуки. Ежегодно такую помощь на бесплатной основе в России получают более тысячи пациентов. При частичной потере слуха детям помогают слуховые аппараты. Важной составляющей является реабилитация: регулярные занятия с логопедом, сурдопедагогом и психологом.