Во времена хрущевской оттепели СССР и США подписали договор, предусматривающий обмен культурным опытом. В его рамках американцы предложили провести выставку достижений СССР в Нью-Йорке, а достижений США — в Москве. При этом каждая страна сама решала, что показывать — никакой цензуры и запретов, полное доверие. В Центральном комитете КПСС инициативу рассмотрели и одобрили.
29 июня 1959 года на площади Коламбус-серкл в Нью-Йорке, открылась экспозиция СССР. Советский Союз отправил на выставку макеты спутников, атомных электростанций, атомоходов, космических ракет, ледоколов и синхрофазотронов. Также американцам представили советскую сельскохозяйственную технику, автомобили, телевизоры и одежду. Основной задачей делегации из СССР было создание образа развитой социалистической державы, не отстающей ни в чем от западных капиталистических стран.
И вот пришел черед Штатов. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев и вице-президент США Ричард Никсон 24 июля 1959 года в Москве, в Сокольниках, открыли выставку с официальным названием «Промышленная продукция США». Кстати, именно с нее началась регулярная выставочная деятельность в Сокольниках, которая успешно продолжается до сих пор. Изначально выставку планировали устроить в Парке Горького, но площадка на берегу Москвы-реки оказалась тесноватой для воплощения в жизнь амбициозных американских идей, поэтому выбор пал на Сокольники.
Проспект американской выставки. Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Под выставку была отведена территория парка в несколько гектар. Здесь был создан настоящий выставочный городок, состоящий из трех оригинальных павильонов и одноэтажного «типичного американского дома» с характерным интерьером и полным набором бытовой техники.
Самым интересным павильоном в архитектурном плане стала работа знаменитого американского инженера Ричарда Фуллера. Готовый павильон он увенчал золотым рельефным куполом. А внутри него семь огромных экранов демонстрировали фильм о жизни американской семьи. Простояла конструкция довольно долго, его демонтировали только в 1983 году. Также к выставке на территории парка были обустроены аллеи, экспозиционные площадки, искусственные водоемы и множество цветочных клумб.
Демонстрировать результаты своих научных достижений американцы не стали. Решили брать другим. Они привезли в СССР «сюпермаркет» — тогда в официальных документах это слово так и писалось. Сейчас их в Москве полным-полно, а тогда, можно сказать, открылся первый. В нем на просторных полках лежали абсолютно любые продукты в огромных количествах. Еще американцы привезли «драгсторы» — американские аптеки, в которых можно было не только купить лекарства, но и позавтракать, выпить содовой или съесть мороженое. В общем, показали повседневную жизнь обычного американца.
Советские граждане у входа павильон Ричарда Фуллера. 1959 г. Фото: Музей Москвы
Расчет оказался верным. Экспозиция стала настоящим «окном в Америку». На новейшие автомобили марок «Форд» и «Дженерал Моторс», высокотехнологичные компьютеры, посудомоечные машины, на роботов-пылесосов, телевизоры, кухонные комбайны и электрические соковыжималки, а также заграничную одежду, обувь, косметику москвичи, да и не только они, отправились смотреть с невероятным интересом.
Билеты на выставку можно было подделать. 1959 г. Фото: Музейно-выставочный центр г. Дальнегорска
За шесть недель, что продлилась выставка, ее успели посетить около 3 миллионов человек. Это при том, что на билеты существовала квота. Выдавали не более 50 тысяч штук в день. Но где наша не пропадала. Некоторые умельцы научились подделывать входные билеты, что оказалось не так уж сложно. Например, художник, участник нонконформистского движения Анатолий Зверев просто рисовал их для себя и своих знакомых.
Советские СМИ, тем не менее, освещать мероприятие нужным не посчитали. Видимо, чтобы не создавать еще больший ажиотаж вокруг него. Единственное, что просочилось в прессу, это спор между Никсоном и Хрущевым, получивший название «Кухонные дебаты». Спорили о том, чья система лучше — капиталистическая или социалистическая, прямо в макете американского дома на укомплектованной всей мыслимой и немыслимой техникой кухне. Некоторые исследователи утверждают, что свою «Кузькину мать» Хрущев впервые упомянул именно здесь, в пылу словесного пикирования с американцем.
Телевизор — предмет быта простого американца. 1959 г. Фото: loc.gov
Отдельной частью выставки стал показ американской моды. Контраст между «стилем» советских женщин и тем, как были одеты модели, грациозно плывущие по подиуму, был ошеломляющим.
Американцы продемонстрировали, насколько камфортнее жилось гражданам США по сравнению с советскими людьми. 1959 г. Фото: Музей Москвы
Завершал экспозицию раздел современного искусства. Для выставки в Москве привезли среди прочего полотна знаменитого абстракциониста Джексона Поллока, который создавал картины, разбрызгивая краску на холсты с кистей. Сегодня эти полотна стоят огромных денег. А тогда для наших художников-нонконформистов все увиденное казалось другим, новым, неизведанным и от этого еще более манящим миром.
Восхищались увиденным на выставке не все. Сохранились и весьма сдержанные, даже негативные отзывы. Посетители жаловались на недостаточное количество технических и научных экспонатов. А некоторые и вовсе возмущались. Некто П. Корзинкин в своем отзыве написал так: «И это Америка? Страна Эдисона и других великих изобретателей? Какой-то «ширпотреб» — кастрюли, тряпки, клозетная бумага…Понятно, почему американцы отстают со спутниками».
Но все-таки большинство зрителей были поражены, насколько более комфортным и благополучным был быт простого американского гражданина по сравнению с бытом советских граждан. На это, собственно, и был расчет заграничных организаторов экспозиции.
Одним из ярких и запоминающихся событий на выставке стала бесплатная дегустация заморского напитка «Пепси-кола». Наливали ее советским гражданам специально обученные девушки из автоматов в одноразовые стаканчики. И, несмотря на то, что в «Медицинской газете» активно писали о вреде газировки, на выставке было выпито около трех миллионов стаканов пепси. Вкус ее нравился не всем. Один из посетителей даже назвал газировку «гуталиновым настоем с еловым отваром». Но через пару десятилетий «Пепси-кола» все же стала желанным напитком для жителей СССР.
Хрущев и Никсон во время «кухонных дебатов». 1959 г. Фото: Аукционный дом «ЕU-RU»
Да что там простые советские люди, даже Никита Хрущев выпил пару стаканчиков пепси. На этот отважный шаг его вдохновил Ричард Никсон, а того, в свою очередь, директор компании PepsiCo Дональд Кендалл. В то время производитель рекламировал напиток под слоганом «Будь общительным, пей «Пепси»!» («Be Sociable, Have a Pepsi!»). Фотография пьющего американскую газировку Хрущева облетела многие западные издания. Под ней стояла остроумная подпись: «Хрущев хочет быть более общительным».
Конечно, американский сервис поражал советское воображение. На выставке вечно улыбающиеся девушки раздавали значки и проспекты, готовы были проконсультировать по любому вопросу и крутили рекламные видеосюжеты на тему сказочной «заокеанской жизни». Это был первый наглядный урок капитализма для советской России.