Сейчас в ЕАЭС действует соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся стран Союза. Расскажите, как работает эта система?
Бахыт Султанов: Да, действительно с 1 января 2021 года действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств ЕАЭС, которым обеспечены равные права трудящихся с гражданами государства трудоустройства: как в части уплаты страховых взносов, так и в части назначения и выплаты пенсии.
Каждое государство ЕАЭС назначает пенсию за периоды стажа работы (уплаты страховых взносов) на своей территории, определяет право на пенсию и исчисляет ее размер в соответствии со своим национальным законодательством.
Также хочу отметить, что предусмотрено суммирование стажа работы, приобретенного на территории государств Союза для определения права на пенсию.
Решен вопрос экспорта пенсий из одного государства ЕАЭС в другое. К примеру, если трудящийся претендует на пенсию по инвалидности от другой страны ЕАЭС, ему не нужно будет туда ехать. Соглашением предусмотрено заочное медицинское освидетельствование трудящихся для этих целей.
Сейчас мы проводим работу по введению интегрированной информационной системы в Союзе в сфере пенсионного обеспечения трудящихся. Перевод на электронный формат многих процессов позволит сократить сроки установления и выплаты пенсий трудящимся.
Система только создается или уже работает?
Бахыт Султанов: С момента вступления в силу Соглашения прошло немного времени. Вместе с тем, трудящимся уже назначается пенсия в рамках Соглашения. Вот цифры: в 2021 году 9 053 трудящимся назначена пенсия. В 2022 году — 12 448 трудящимся назначена пенсия. В 2023 году — 9 203 трудящимся назначена пенсия.
Сможет ли, к примеру, гражданин России при переезде в Казахстан получить там равнозначную пенсию?
Бахыт Султанов: Каждое государство нашего интеграционного объединения определяет право на назначение и исчисляет размер пенсии в соответствии со своим законодательством, исходя из пенсионных прав, приобретенных трудящимся в данном государстве.
При этом, Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым назначение и выплата пенсии трудящемуся осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств и Соглашением СНГ.
Вместе с этим, экспорт пенсии из одного государства в другое осуществляется за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы, то есть с 1 января 2021 г.
Следует отметить, что некоторые денежные выплаты производятся только при условии проживания трудящегося на территории соответствующего государства, которые не экспортируются в другое государство-член. В Республике Армения это основная пенсия как часть трудовой пенсии и надбавки к пенсиям. В Республике Беларусь это часть пенсии, исчисленная исходя из учтенных в соответствии с законодательством периодов иной деятельности и (или) иных периодов без уплаты пенсионных взносов, а также надбавки, выплаты (доплаты) и повышения, устанавливаемые к пенсии. В Кыргызской Республике это базовая часть пенсии и выплаты за счет средств бюджета Кыргызской Республики. В Российской Федерации это фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении.
Какие еще преференции для трудящихся из стран Союза дает Договор о ЕАЭС?
Бахыт Султанов: Договор о Союзе создал равные условия для осуществления трудовой деятельности на едином рынке труда ЕАЭС. Трудовая миграция в рамках Союза является важнейшим направлением интеграционного взаимодействия государств ЕАЭС, поскольку позволяет решить проблему дефицита рабочей силы, сокращения безработицы и сдерживания инфляции.
Помимо социального, медицинского и пенсионного обеспечения на территории ЕАЭС применяется ряд преференций. Например, отменено квотирование, не требуется получение разрешительных документов на работу. Обеспечивается взаимное признание дипломов об образовании для целей трудоустройства по большинству специальностей. Предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц с 1-го дня работы по найму. Функционирует «Унифицированная система поиска «Работа без границ», позволяющая гражданам искать подходящую работу без выезда с места своего проживания, а работодателям искать требуемых работников в других странах Союза.
Обеспечение социальных и трудовых прав трудящихся позволяет гражданам стран ЕАЭС реально ощущать преимущества от интеграционных процессов.
Как именно ощущаются преимущества? В чем это выражается?
Бахыт Султанов: Благодаря обеспечению социальными и трудовыми правами трудящихся на интеграционном пространстве Союза с 2016 года объёмы трудовой миграции выросли в 2 раза: с 0,8 млн. граждан до 1,7 млн. граждан.
Также во всех государствах-членах ЕАЭС отмечается темп роста номинальной и реальной среднемесячной заработной платы, самые высокие темпы роста зафиксированы в Армении (на 12,4%) и Беларуси (на 11%).
В первой из этих стран средняя оплата труда по итогам прошлого года составила 270 тыс. армянских драмов ($688), во второй — 1,9 тыс. белорусских рублей ($634).
Размер среднемесячной зарплаты в Казахстане — 360,8 тыс. тенге ($791), в Кыргызстане — 33,3 тыс. сомов ($379), в России — 73,7 тысячи российских рублей ($871).
Кроме того, по данным, полученным в соответствии с методологией Международной организации труда, уровень безработицы в III квартале 2023 года в целом по ЕАЭС составил 3,4% численности рабочей силы/экономически активного населения, к примеру, уровень безработицы в Евросоюзе в декабре 2023 года составил 6,4%.
Насколько активно развивается единый рынок труда ЕАЭС. Есть ли прогнозы по его дальнейшему развитию, к примеру, до 2030 и 2045 годам?
Бахыт Султанов: Благодаря преференциям, которые предоставляет Договор о ЕАЭС гражданам наших стран, единый рынок труда ЕАЭС развивается довольно динамично. С 2016 года наблюдается рост объёмов трудовой миграции на интеграционном пространстве Союза, который был прерван только в «ковидном» 2020 году.
Если обратиться к национальным демографическим прогнозам, так и к прогнозам отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, то можно с уверенностью сказать, что в ЕАЭС присутствуют страны, в которых высока вероятность депопуляции в перспективе 20-30 лет, так и страны, с растущим населением. Это означает, что нам необходимо использовать миграционный потенциала ЕАЭС в целях удовлетворения потребностей единого рынка труда в требуемых работниках.
Усиливающиеся процессы трудовой миграции на едином рынке труда ЕАЭС подчёркивают острую необходимость принятия системных решений по дальнейшему развитию интеграции в области трудовой миграции и социальной защиты.
Важно понимать, что экономикам стран Союза требуются работники различных квалификаций, способные производить конкурентоспособные товары и оказывать качественные услуги.
В этой связи важную роль приобретает вопрос признания квалификаций. При межгосударственном трудоустройстве работнику необходимо соответствовать требуемой работодателем квалификации. Отсутствие равноценных квалификаций может усложнить доступ их обладателей к трудовой деятельности в другом государстве.
Помимо этого без внимания мы не может оставить и те существенные изменения, которые происходят в структуре форм занятости населения. Развития цифровых технологий приводит к сокращению традиционной занятости и к появлению ее новых форм (фриланс, самозанятость, дистанционная работа, и т.п.), а также их совмещению.
В условиях стремительного развития средств коммуникаций все большее распространение приобретает форма занятости, когда работодатель из одного государства-члена Союза нанимает работника в другом государстве-члене для выполнения работы дистанционно, при этом, не имея никакого представительства в стране нахождения работника.
Новые формы занятости развиваются быстрее, чем законодательная база, что создает проблемы для всех субъектов трудовых правоотношений (работников, работодателей, государственных органов). Данный вопрос также требует правового регулирования.
В завершение необходимо отметить, что устойчивое развитие экономик государств-членов Союза в целом зависит от уровня их конкурентоспособности, в котором одним из решающих факторов является использование цифровых инноваций.
Применение цифровых технологий дает новую форму коммуникационного взаимодействия на рынке труда, позволяющего упростить доступ населения к необходимым услугам, сократить издержки по поиску вакансий и соискателей, а также решить ряд важных вопросов: оптимизация, прозрачность, упорядоченность и безопасность миграционных процессов.
Таким образом, вопрос цифровизации сферы трудовой миграции и социальной защиты является необратимым процессом дальнейшего пути развития ЕАЭС, поскольку способствует более эффективному переходу на персонализированный и ориентированный на результат процесс.