Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

Фото: 17 мгновений со съемок легендарного фильма о Штирлице

By Admin Июл20,2024

Екатерина Градова: Я должна была быть Ритой Осяниной, а стала радисткой Кэт

На Киностудии Горького я в то время пробовалась на роль Риты Осяниной в «А зори здесь тихие», все шло хорошо, но вот как-то выхожу я с очередных проб, и вдруг меня кто-то хватает за руку и буквально запихивает в один из кабинетов. Я растерялась, потом смотрю — сидит маленькая женщина, это была Татьяна Лиознова. Сразу же, без подготовки, она начала меня «обрабатывать» — зачем вам эти «зори»?! Будете сниматься все лето в болотах Карелии в компании девок, всего один мужчина, тоже мне приключения! А у нас здесь Германия и Вячеслав Тихонов! Сам Тихонов тогда тоже был на киностудии, мне предложили с ним прочитать один из диалогов. Я, конечно, прочитала. С этого и началась моя радистка Кэт, она же Кэтрин Кин.

Екатерина Градова — о клюкве

Помню, Лиознова говорила на пробах: мне нужна клюква, не матерая разведчица, а девушка, которая заорет по-русски, которая будет бояться, метаться, когда ее припрут к стенке. Так она и звала меня клюквой все съемки. И это мне помогало.

Леонид Куравлев — о диктаторстве Лиозновой

Татьяна Михайловна Лиознова предлагала мне роль Гитлера. То есть, она была настолько великая, что не зависела и от того, кого ты раньше сыграл, и от мнения начальников и зрителей. У нее был свой ум, свои взгляды на жизнь и на кино. И она была очень смелая, в чем-то даже дерзкая, но и очень жесткая. Когда она приходила в павильон, сразу наступала священная, подчеркиваю, священная тишина. Ее очень боялись, и, я думаю, хорошо, что боялись. В какой-то степени режиссера надо бояться. Он хозяин. Татьяна Михайловна была именно хозяином, в чем-то даже диктатором. Но при этом вы не встретите актера, который не был бы ей благодарен.

Вячеслав Шалевич: Какой с меня Даллес!

Татьяна Михайловна мне все время говорила: для тебя роли в картине про Штирлица нет, не звони. А потом сама позвонила: беги скорей на студию, будем пробовать один грим. Оказалось, это грим Даллеса. Была одна фотография, ему на ней лет 60, вот с нее и лепили. Часа три на грим уходило. Я сначала думал, ну какой с меня Даллес! А потом увидел многих артистов, которые блестяще исполняли у Лиозновой сложнейшие и неожиданные для них роли, и успокоился. Доверился ей. А как Лиознова выстраивала атмосферу в кадре! Вот, например, два прекрасных артиста играли моих ассистентов, это Гафт и Эйбоженко, в первой сцене я не произношу даже слова, но ощущение, что именно я там главный! Татьяна Михайловна была великим режиссером, вот о чем нельзя забывать, когда мы говорим о «17 мгновениях весны».

Василий Лановой — о благодарности режиссеру

Слава богу, среди родоначальников сериалов про разведчиков в России оказалась Татьяна Михайловна, она была невероятным максималистом с абсолютно мужским характером. Она добивалась всего, что хотела. И меня уговорила сыграть в своем фильме генерала Карла Вольфа, я ей за это очень благодарен. Я ведь отказывался сначала от роли, представляете! Лиознова подкупила меня тем, что предложила сделать из противника человека умного и обаятельного, до этого фашистов в советском кино, как правило, изображали неотесанными дураками. Лиознова же добивалась документальной точности во всем, в том числе в характерах персонажей.

pdf

пресс-служба Киностудии им. М. Горького

Документы из кинофильма «17 мгновений весны»

Василий Лановой: Реальный Вольф передал мне коньяк

Расскажу вам историю, которую уже двести раз переврали. Но вот как было. Иду я как-то по тогдашней улице Горького, а по ту сторону бежит Юлиан Семенов, увидел меня, перебежал дорогу, обнял и говорит: «Я был недавно в Германии, и на одном из приемов вдруг появился реальный Вольф, он жутко толстым стал. Я его спрашиваю: «Вы смотрели 17 мгновений весны?» Отвечает: смотрел. Ну и как вам, спрашиваю, понравился актер, который вас играл? Абсолютно непохож, отвечает Вольф». И тогда Юлиан ему и сказал — вы должны быть счастливы, что наш худой Лановой вас сыграл. Тот захохотал, купил бутылку коньяка — передайте вашему Лановому. Честно скажу, коньяк от Вольфа до меня не доехал.

Константин Желдин: Как мы настраивались на роли фашистов?

Меня постоянно спрашивают, как же вы настраивались на свою роль, что вы читали, с кем консультировались. Я отвечу за себя и за всех актеров — мы смотрели хронику из жизни гитлеровской Германии, ее нам Лиознова показывала постоянно. И мы понимали, что Гитлер, конечно, был маньяком, но там было много и нормальных людей, в этом-то и ужас, значит, нормальные люди тоже могут быть фашистами.

Екатерина Градова: Заплакать в кадре помог Таривердиев

В одной из сцен должны были снимать мою истерику в машине, снимали в павильоне на киностудии. Как в павильоне? Раскачивали машину, ветками водили так, чтобы шла тень, будто бы мы едем, автомобиль сам, естественно, без верха был. Искусство кино во всей красе! Вот только я-то молодая актриса, и вот так с ровного места зарыдать для меня было очень трудно. И ничего у нас не получалось. На наше счастье в павильон зашел композитор фильма Микаэл Таривердиев, Лиознова увидела его и командует: тащите с верхнего этажа рояль. Ребята приволокли рояль, Таривердиева усадили за клавиши. И как только он начал играть — у меня слезы сами собой потекли. Вот так и сняли эту сложнейшую сцену. А истории о том, что Лиознова меня специально травила, чтобы я зарыдала — брехня.

Екатерина Градова — о киноляпе, который мало кто замечает

Татьяна Лиознова работала без остановки и днем, и ночью. На все сто процентов она была в материале, знала все роды войск, у кого какая форма, проверяла каждый костюм на соответствие эпохе… Контролировала все — и свет, и костюмеров, и монтаж… Но один раз расслабилась. Есть в фильме такой кадр — меня везут в Гестапо, я в пальто, а из-под него, обратите внимание, видна юбка в серую клетку, а когда мы к Гестапо подъезжаем, юбка уже черная. Когда этот ляп в Москве обнаружили, скандал был дичайший, Лиознова кричала — я один раз расслабилась, и никто не смог уследить! Переснять этот кадр возможности уже не было.

Константин Желдин: Как Тихонов «разбивал» об мою голову бутылку

В фильме есть сцена, когда герой Тихонова разбивает об мою голову бутылку. Эту бутылку сделали из воска, Вячеслав Васильевич посмотрел на нее, потрогал и сказал: «Она из воска, спору нет, но голова у Кости настоящая, ручаться, что он не пострадает, я не стану, поэтому давайте как-нибудь по-другому снимем». Пришлось прибегнуть к искусству монтажа. На одном плане Тихонов замахивается и резко опускает руку, потом камера останавливается, меня заливают искусственной кровью, и в следующем кадре я падаю на стол. Вот и весь фокус.

Константин Желдин — о роли Тихонова за кадром

Тихонов этот фильм на себе вытянул. Он и Татьяна Лиознова, которой непросто приходилось — у кого-то из актеров постоянно что-то не получалось, пленка кончалась, реквизит оказывался не тот. Это очень сложная была работа. Плюс нужно было поддерживать хорошую атмосферу за кадром. Я помню, как у одного великого сегодня актера роль не шла, вот не попадал он и все, Тихонов его поддерживал, Лиознова с ним работала, но все тщетно. Однажды я пришел на съемки и смотрю: веселятся все, праздник такой, будто снова Берлин взяли. Оказывается, у этого актера, наконец, роль стала получаться, и все за него просто искренне радовались. Вот в такой атмосфере мы снимали картину, и Тихонов был главным, кто эту атмосферу создавал.

Элеонора Шашкова: Жена Штирлица навсегда

Сцены, когда Штирлиц в кафе встречается со своей женой, в сценарии не было. Ее предложил Тихонов, а ему этот эпизод из реальной жизни рассказал кто-то из разведчиков. Лиознова же мне, помню, сказала, если ты сыграешь эту сцену, тебя будет вся страна знать. Так и получилось.

Элеонора Шашкова: Как снимали сцену в кафе

Нет, это не кинобайка, что мы с Тихоновым снимались в сцене, где он встречает жену, по отдельности. У Вячеслава Васильевича был выходной в тот день, но он не выдержал и приехал на киностудию. Потому что прекрасно понимал — без партнера такое не сыграешь. И он мне очень помог. Просто сел под камеру и все показал. В итоге мы часа за полтора эту сцену сняли. И я счастливая уехала домой. Утром — телефонный звонок, сама Татьяна Лиознова на том конце провода: «Слава не может сниматься, просит тебя, глаза, говорит, этой артистки привезите». Я поехала на студию, села, как он накануне, под камеру и сыграла то, что вчера играла. Чистый Голливуд!

Элеонора Шашкова: Лиознова со мной не разговаривала два года

Но на этом история не закончилась. Лиознова вскоре пригласила меня на просмотр этого эпизода, а он еще был сухим, то есть никакой музыки Таривердиева там еще и в помине не было, только монтаж. Я смотрю и вижу — так, пиджак подернут, спина сгорблена… Встала и говорю: «Татьяна Михайловна, какой ужас!». А она мне в ответ: «Иди». И не разговаривала со мной два года.

Василий Лановой — почему раскрасили «17 мгновений весны»

Трагедия для меня, что в какой-то момент «17 мгновений весны» раскрасили. А перед этим мне звонят и говорят: Василий Семенович, вам так повезло, мы будем раскрашивать картину, я говорю — попробуйте только, сволочи! А потом я узнал, уже задним числом, что Татьяна Михайловна в те годы очень болела, с деньгами у нее было все плохо, и вот ее в этот период просто купили, купили ее согласие на то, чтобы сделать «17 мгновений весны» цветными. Жуть.

Лев Дуров: На съемки в ГДР меня не выпустили

Я впервые должен был ехать за рубеж на съемки «17 мгновений весны», но в те годы нужно было пройти выездную комиссию: ты заходил в кабинет, а там разные серьезные дяди и тети задавали тебе вопросы. Когда я зашел, меня спросили — как выглядит флаг СССР? Мне сразу плохо стало, думаю, я же вроде не кретин, я гражданин, и выгляжу, кажется, как нормальный человек, они издеваются тут что ли? В общем, я им там наговорил всякого. Лиознова мне звонит вскоре, кричит — Вы чего там натворили, вас нет в списках тех, кому разрешили выехать на съемки в ГДР! Пусть, говорю, Слава меня на родине убьет, чего ж тут такого. В итоге так и пришлось сделать — где-то около МГУ сняли, как Штирлиц стреляет в Клауса.

Екатерина Градова — о том, как Лиознову пытались подкупить

Татьяна Михайловна была необыкновенным патриотом. Я имею право об этом говорить, потому что кое-какие ситуации из своей жизни мне Лиознова рассказывала лично. Однажды, это было уже после выхода «17 мгновений весны», ее пригласил в ресторан один иностранный господин и предложил несколько миллионов долларов за то, чтобы она сняла фильм по сценарию, который он ей предоставит. Она встала из-за стола и сказала: «Вы знаете, русские режиссеры не продаются, спасибо за ужин, всего вам доброго». Вот такой была эта маленькая женщина.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *