Сергей Белянин из Института научной информации по общественным наукам РАН обобщил результаты работы исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора». С января 2020 года по сентябрь 2021 года она изучала особенности инфодемии — волны слухов и городских легенд, связанных с эпидемией COVID-19.
В исследовании, опубликованном в журнале «Вестник культурологии», Белянин представил своеобразную археологию фольклорных текстов, которые помогали пользователям русскоязычного сегмента интернета переживать пандемию.
Акцент исследователь сделал на анализе двух жанров «коронавирусного» фольклора — шутках и городских легендах. В частности, была составлена база из 603 шуток о коронавирусе, которые распространялись в социальных сетях.
Также в исследовании была использована база из 167 слухов и городских легенд из российских социальных сетей. Анализ этих текстов помог установить, как устроен легендозависимый анекдот, который стал моделью для осмысления новой проблемы.
Как известно, первые данные о вспышке COVID-19 в китайском Ухане относятся к концу 2019 года. К марту коронавирус начал бурно распространяться по планете, и уже к осени убил 2,5 миллиона человек.
Государства вводили беспрецедентные ограничения, вот и в России была введена обязательная «самоизоляция». В этих условиях, пишет исследователь, доступным способом справиться с тревогой стало распространение фольклорных текстов, которые объясняли причины появления вируса и предлагали простой способ профилактики и лечения болезни.
Это спровоцировало взрывное распространение недостоверной информации и стало частью социального кризиса. В качестве примера ученый приводит легенду о бананах, зараженных COVID-19, и юмористический ответ на нее.
Она родилась в январе-феврале 2019 года, когда очаг болезни все еще находился в Китае. В соцсетях распространялся текст с рекомендацией не употреблять бананы, особенно привезенные с юга. Легенда о «коронавирусных» бананах очень быстро набрала 11 512 репостов.
Путь от легенды к анекдоту оказался очень коротким. Буквально тут же появились легендозависимые анекдоты, смысл которых сводился к рекомендации «не закусывать бананами». Анекдот сыграл свою роль: спустя месяц сюжет о зараженных бананах потерял свою популярность, набрав всего 58 репостов.
«Таким образом, легенда исчерпала себя и перестала «инфицировать» новых распространителей, — пишет исследователь. — Однако текст снова «мутировал» и превратился в анекдот, посвященный празднику 8 Марта. Теперь «опасность» исходит не от зараженных фруктов, а от подорожавших перед праздниками цветов».
Некий шутник со ссылкой на конфиденциальные министерские данные сообщал о том, что выявлен новый способ передачи коронавируса — через цветы. «Не вздумайте подходить к цветам, покупать их, нюхать их по крайней мере до 10 марта», — нагнетал шутник. Как итог: шутка о «зараженных» цветах набрала 135 репостов.
«Распространение анекдотов взамен слухов позволяет сопротивляться медийному давлению, возникающему из-за какого-либо трагического события, нейтрализует неприятные сообщения и снижает тревожность, — пишет Белянин.
Появление таких антилегенд — признак возвращения к нормальной жизни. Их распространение говорит о снижении уровня тревожности и желании людей представить трагедию в качестве нелепой шутки».
Однако доходило и до того, что некоторые шутки и легенды люди воспринимали всерьез. Их принимали за настоящие законопроекты и инициативы, поэтому компетентным ведомствам приходилось опровергать многие фейки.
Легенды обычно базировались на выражениях, типа «удалось подслушать в маршрутке», «знакомый врач сказал», «у моего знакомого сестра работает в Роспотребнадзоре» и т.д.
«Таким образом, в соцсетях использовали структуру известной городской легенды как макет для создания нового текста — анекдота, — пишет исследователь. — Его можно назвать фольклорным «антителом» — нарративом, высмеивающим масштаб паники и ставящим под сомнение реальность самой угрозы».