Специалисты, занимающиеся восстановлением популяции переднеазиатского леопарда на Северном Кавказе в рамках национального проекта «Экология», готовят к выпуску в дикую природу еще двух особей этого вида: самца Терека и самку Рицу, сообщили в АНО «Национальные приоритеты». В этих хлопотах они и отметили День переднеазиатского леопарда, который праздновали в России в понедельник, 15 июля.
На Кавказе — до пятидесяти
Переднеазиатский леопард, он же кавказский барс, до середины прошлого века считался хозяином гор на Северном Кавказе. Но затем человек своей деятельностью практически уничтожил всю популяцию этих крупных диких кошек. Сейчас ученые хотят увеличить ее хотя бы до полусотни особей. Для этого в Сочинском нацпарке создан Центр восстановления переднеазиатского леопарда на Кавказе. Там занимаются разведением барсов и учат их самостоятельно выживать в дикой природе, держаться подальше от людей и домашних животных. Ученые, которые здесь работают, первыми в мире смогли сформировать в условиях неволи пару из диких особей и получить от них потомство. Из 27 рожденных в Центре котят 15 уже прошли подготовку и были успешно выпущены в естественную среду обитания. Теперь к ним присоединятся еще двое.
Кроме переднеазиатского леопарда в России есть еще 12 видов краснокнижных животных, охране и восстановлению популяции которых государство уделяет особое значение. Это дальневосточный леопард, амурский тигр, стерх, снежный барс, зубр, сайгак, лошадь Пржевальского, алтайский горный баран (аргали), дзерен, белый медведь и два вида китов: серый и гренландский — обитающие в Охотском море.
«Центр восстановления леопарда на Кавказе не имеет аналогов в мире, это один из самых сложных в мировой практике проектов, — считает глава Минприроды Александр Козлов. — Задача программы — искусственная стимуляция естественных инстинктов у животных, чтобы они смогли не только успешно адаптироваться, охотиться и размножаться в естественной среде, но и избегать опасностей. У нас нет возможности учиться на чужих ошибках. Поэтому, чтобы дать пятнистой кошке Кавказа как можно больше шансов выжить, ведется комплексная работа по развитию центра, сохранению уникальных горных экосистем, обеспечению кормовой базы хищника».
Леопардам Рице и Тереку около двух лет, их самостоятельная жизнь начнется через несколько недель. Они уже сдали свои выпускные «экзамены», подтвердили умения охотиться и выживать без помощи людей. Перед тем, как они покинут «ясли для леопардов», на них наденут специальные ошейники, чтобы ученые могли контролировать их перемещения и следить за состоянием хищников. После чего зверей поместят в специальные контейнеры и вертолетами доставят в отобранные для них районы. Для Терека это будет Кавказский заповедник, для Рицы — место на территории Северной Осетии.
«Самка Рица показала отличные результаты в тесте на избегание человека и домашних животных, а также свои способности к адаптации и охоте на диких копытных, — сказала координатор программы восстановления кавказского леопарда в Северной Осетии Мадина Сланова. — Именно она подходит для выпуска на Центральном Кавказе, в Северной Осетии, где уже обитают ее сестры и нет близкородственных самцов. Она станет уже пятой самкой и девятым леопардом, выпущенным в нашем регионе. Это не значит, что все леопарды живут здесь. Они расселяются по всему Центральному Кавказу, но именно Осетия служит хорошим местом для их первичной адаптации. После выпуска будут также усилены меры по охране и мониторингу в местах обитания».
На двоих с Китаем
Только в национальном парке «Земля леопарда» в Приморье обитает 129 особей дальневосточного леопарда. Когда ученые только начинали восстанавливать популяцию этого вида, животных было втрое меньше.
«Прямая помощь краснокнижным хищникам — большим кошкам — один из главных способов сохранения всей природы, — говорит . — Эти животные — индикатор состояния экосистемы как вершина пищевой цепи, их благополучие говорит о естественном состоянии окружающей среды. Здоров леопард — здорова и вся природа, а значит и для человека складывается благоприятная обстановка: климат, чистый воздух, вода. В какой-то мере спасение леопарда — спасение мира, спасение самих себя, возрождение того, что уничтожалось в прошлом. А охранять нужно в первую очередь от человека. Главные опасности — браконьерство, как на самого леопарда, так и на других животных, на которых охотится кошка, а также лесные пожары».
За повседневной жизнь подопечных краснокнижных кошек специалисты «Земли леопарда» следят с помощью четырех сотен фотоловушек, расставленных в нацпарке. В их объективы периодически попадаются еще и амурские тигры.
В мае этого года на Дальнем Востоке появился российско-китайский резерват для тигров и леопардов «Земля больших кошек». Он объединил «Землю леопарда» и заповедник «Кедровая падь» с нашей стороны и Северо-восточный национальный парк на территории Поднебесной. Теперь специалисты двух стран учатся вместе считать диких кошек: из-за их миграции раньше был возможен двойной учет и расхождения в данных. Например, российские ученые уверены, что на территории «Земли больших кошек» обитают 58 тигров и 129 леопардов. Китайские же коллеги говорят о 60 леопардах и 40 тиграх. Совместный учет поможет скорректировать данные и устранить расхождения.
Для защиты наиболее редких видов растений и животных в рамках нацпроекта «Экология» в России к 2025 году должны быть созданы 24 особо охраняемые природные территории, причем 22 из них уже действуют. В этих заповедниках и нацпарках специалисты смогут проводить мероприятия по восстановлению и сохранению редких видов вдали от браконьеров или каких бы то ни было факторов беспокойства.
<!—Расположение: —>