Напомним, что, согласно этому законопроекту, уже в этом году, если документ, конечно, примут, ставка утильсбора для машин с двигателями от 1,0 до 2,0 литров вырастет с нынешних 300 600 рублей до 556 200 рублей. А далее до 2030 года она поднимется до 1 172 400 рублей. Это практически стоимость нового автомобиля в Китае в переводе на наши деньги. Для машин с двигателями от 3,0 до 3,5 литров ставка вырастет в этом году до 1 794 600 рублей. А к 2030 году — до 3 783 400 рублей.
Как пояснили в минпромторге, с учётом предложений, ранее представленных отраслевым сообществом, комитетом Госдумы по промышленности и торговле и комитетом Совета Федерации по экономической политике, был сформирован проект постановления правительства, предполагающий возможность введения долгосрочной шкалы индексации утильсбора в отношении колёсных транспортных средств, а также некоторых видов специализированной техники. Сделано это для того, чтобы привлечь на наш рынок как можно больше инвесторов, которые тут будут для начала собирать, а потом, возможно и полностью наладят свое производство.
Предполагается, что поэтапная индексация утилизационного сбора может коснуться легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники. В части импорта автомобильной техники изменения не затронут физических лиц, которые желают самостоятельно привезти в Россию автомобиль с объёмом двигателя до 3 литров для личного пользования и соблюдают установленные правила оплаты таможенных пошлин и налогов.
Такой подход, по мнению авторов, может способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений как отечественными, так и готовыми к локализации зарубежными производителями. Это важное условие для реализации совместных промышленных проектов.
С учётом роста отечественного производства автомобильной техники и прицепов к ним, в 2024 году ставка может быть планово проиндексирована в среднем на 70-85% в первый год, и на 10-20% каждый последующий год. В части строительно-дорожной техники рассматривается возможность индексации с 2025 года с увеличением ставки на 15% ежегодно.
Кроме того, предлагается рассмотреть принятие решения об отложенной индексации, вступающей в силу не ранее 2026 года и 2028 года в отношении экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, производство которых в России пока что находится на начальном этапе освоения, новые коэффициенты могут быть введены также с дальнейшей ежегодной пошаговой индексацией. И это понятно. Повышать стоимость дорожных работ за счет увеличения стоимости техники было бы несерьезно.
ПАО «КАМАЗ» поддерживает инициативу по поэтапной индексации утилизационного сбора. Она будет способствовать развитию высоколокализованных производств в России и привлечению новых инвестиций в отрасль.
В пресс-службе «Соллерс» сообщили, что индексация ставок утилизационного сбора — важнейший инструмент обеспечения инвестиционно-привлекательных условий для развития производства автомобилей и автокомпонентов в России. На фоне быстрого восстановления объёмов продаж на российском автомобильном рынке именно сейчас крайне важно дать четкий сигнал всем участникам рынка о том, что приоритетом является обеспечение спроса за счёт высоколокализованных автомобилей российского производства. И инициатива по индексации утильсбора, безусловно, станет стимулом запуска в ближайшее время новых проектов выпуска автомобильной техники во всех классах и существенно улучшит условия окупаемости проектов по освоению технологий производства ключевых узлов и агрегатов в России.
Как рассказали в компании Evolute, данная мера по введению долгосрочной шкалы индексации утильсбора в отношении колесных транспортных средств — современная. Она призвана мотивировать как отечественные, так и иностранные компании инвестировать в развитие локального производства. А это способствует появлению наукоемких предприятий, созданию новых рабочих мест и развитию экономики в целом. В конечном счете, важно, чтобы такие меры не создавали чрезмерной финансовой нагрузки на отечественных производителей и, как следствие, на потребителей.