Вчера вечером Владимир Путин прилетел в Ташкент, а сегодня в течение дня провел переговоры с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым в узком и расширенном форматах.
Сопровождала российского президента широкая делегация, в которую вошли министр МВД Колокольцев, министр культуры Любимова, глава Минэнерго Цивилев, руководитель Росатома Лихачев, председатель ВЭБ.РФ Шувалов, глава Чечни Кадыров и многие другие высокопоставленные российские чиновники.
Узбекистан стал третьей страной в списке зарубежных командировок Путина после переизбрания вслед за Китаем и Белоруссией. Это говорит о важном значении, которое в Москве придают укреплению экономических связей с Ташкентом.
Англосаксы, терпя неудачу на Украине всячески стремятся создать проблемы России на Кавказе и в Средней Азии. США и Великобритания регулярно направляют свои делегации в страны указанных регионов в попытке навредить торговле России и Китая и заблокировать реализацию сухопутных транспортных коридоров Один пояс – один путь и Север юг.
Узбекистан в отличии от Казахстана внешнему давлению не поддается и продолжает активно участвовать в параллельном импорте санкционных товаров в Россию.
Товарооборот России и Узбекистана по итогам 2023 года превысил 10 млрд долларов, а в этом году демонстрирует прирост еще на 30%. Оценивая позитивную динамику двусторонней торговли, Путин и Мирзиеев договорились к 2030 году выйти на показатели товарооборота в 20 млрд долларов.
При этом эксперты считают, что указанная планка будет взята раньше. Способствовать этому будут новые крупные инвест проекты, которые будут реализованы в Узбекистане на российские средства.
Стороны договорились о поэтапном увеличении поставок российского газа, о создании газохимического комплекса, медно-обогатительной фабрики и металлургического кластера в Узбекистане.
Узбекистан, занимающий ключевое географическое положение в Средней Азии, станет важнейшей транзитной страной. Власти Узбекистана при поддержке РЖД начинают строительство Трансафганской железной дороги стоимостью в 6 млрд долларов, которая пройдет через территории Афганистана и Пакистана к Индийскому океану. Трансафганская железная дорога станет ответвлением коридора Север – Юг.
Через территорию Узбекистана также пройдет Южный транспортный коридор. Это ответвление от другого транспортного проекта Один пояс – один путь.
Оба коридора активно продвигают Россия и Китай. Они пройдут в обход Казахстана, который заигрался в многовекторность, блокируя китайские и российские товары на своей границе.