Сегодня люди, оказавшиеся рядом с пострадавшими на месте происшествия, далеко не всегда могут оказать первую помощь раненым, потому что не имеют необходимых знаний и навыков. Более того, в некоторых случаях какие-то очевидные, казалось бы, действия, могут только ухудшить состояние пострадавшего. Например, частая ошибка – когда пострадавшего с подозрением на травму позвоночника пытаются переместить, перенести на одеяле или на руках, – этого делать нельзя.
Согласно новым рекомендациям, при вызове бригады скорой помощи диспетчер или сам расскажет, что нужно делать в той или иной ситуации, или переключит на нужного специалиста, и он даст четкие рекомендации.
В рекомендациях предусмотрены “инструкции”, что делать, если пострадавший находится без сознания, если у него остановилось дыхание, как справиться с кровотечением, что делать при отравлении, обморожении, боли в груди и т.д. Одним словом, предусмотрены самые острые ситуации, когда находящимся рядом людям очень важно понимать, что они могут сделать для спасения пострадавшего.
Зачем нужно такое решение, “Российская газета” попросила рассказать главного специалиста Минздрава России по скорой помощи, академика РАН Сергея Багненко.
“Я участвовал в согласовании этого документа. И в целом могу сказать, что решение правильное. Именно правильно оказанная первая помощь помогает пострадавшему дожить до приезда бригады “скорой”. Речь идет о помощи, которую пострадавший получает от оказавшихся рядом людей, которые не имеют медицинского образования и соответствующих навыков – это могут быть очевидцы произошедшего, члены семьи, учителя, если ЧП произошло в школе, проводники и стюардессы – если помощь потребовалась пассажиру, и т.д. И, конечно, такое консультирование необходимо, чтобы они правильно действовали в конкретной ситуации, соблюдая принцип “не навреди””, – пояснил Сергей Багненко.
Академик Багненко также отметил, что сейчас в России развивается большая программа по развитию первой помощи: это широкое информирование населения о принципах оказания первой помощи, программы обучения и т.д.