Сенаторам не нравится, что пока США и ЕС вводят санкции в отношении российской продукции, Морской попечительский совет сохранил действующие и ускорил процедуру получения новых сертификатов российскими компаниями. Что помогает экспорту российской рыбы и морепродуктов. При этом знак MSC, размещенный на продукции, скрывает ее истинное происхождение и делает российскую рыбу эквивалентной американской, считают авторы письма.
Сейчас более 20% мирового вылова регулируется различными системами экологической сертификации, и они превратились в способ вхождения на зарубежные рынки, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. Российские рыбаки научились пользоваться этими инструментами. 86% улова российского минтая сертифицировано на соответствие международного стандарта устойчивого рыболовства MSC, оценивает Зверев. Морской попечительский совет, или MSC, — это международная некоммерческая организация со штаб-квартирой в Лондоне, которая уже около 30 лет занимается сертификаций рыбного промысла, в том числе 15 лет в России, поясняют в Рыбном союзе. В частности, она выдает сертификаты соответствия тем рыбопромышленным компаниям, которые добывают рыбу и морепродукты на принципах устойчивого промысла, то есть без ущерба для окружающей среды. Для этого представители сертифицирующей организации проверяют, как рыболовные компании внедряют эти принципы в своей работе. MSC — самая крупная сертифицирующая организация, ее сертификаты служат своеобразным билетом на рынки США и европейских стран. Поэтому бизнес, который занимается экспортом, проходит сертификацию и ответственно относится к взятым на себя обязательствам.
С момента создания системы экологической сертификации позиционировали себя как негосударственные системы, не имеющие отношения к политике и сосредоточенные исключительно на экологической повестке и сохранности водных биологических ресурсов, отмечает Зверев. По словам президента АДМ Алексея Буглака, MSC никогда не делала поблажек для российской рыбы. И никогда эта авторитетная организация не давала поводов мировому рыбацкому и экологическому сообществу для сомнений в своей компетентности и объективности.
Мотивация американских сенаторов «проста как штыковая лопата», говорит Зверев. «Они хотят превратить европейские рынки рыбопродукции — как и многие другие — в «заповедник прибыли» для американских рыбопромышленников, искусственно вытолкав российских конкурентов. Это происходит не в первый раз. К началу 2000-х годов российские предприятия продавали в Европе почти 100 тысяч тонн филе минтая. Наши конкуренты из США решили поставить против нас барьер, используя системы экологической сертификации. Тогда мы оказались не готовы к этому. В результате на несколько лет нас выбили с рынка, но затем мы преодолели барьеры и стали «отжимать» европейский рынок у американцев: вот они и бесятся», — поясняет эксперт.
Алексей Буглак пояснил, что до 2013 года, когда не был сертифицирован промысел минтая в Охотском море, производители США удерживали 30-32% европейского рынка филе минтая с оборотом в более 1 млрд долларов. На долю России приходилось не более 10% рынка. Российские предприятия продавали большую часть уловов в Китай в виде мороженого минтая, который перерабатывался на филе и продавался на европейском рынке с дополнительным дисконтом. «Благодаря качественному и ответственному управлению промыслом Россия смогла не только получить экологическую сертификацию, но и нарастить вылов и производство минтаевой продукции. Мы стали производить филе минтая из свежей рыбы, как в море, так и на береговых заводах», — говорит эксперт. В результате в 2022 году доля России на европейском рынке филе минтая достигла 29%, а США снизилась до 21%.
«Так что давление, которое сегодня оказывают американские рыбопромышленники и чиновники на MCS, имеет четко выраженную коммерческую мотивацию, направленную на восстановление монопольного положения аляскинского минтая на европейском рынке и получение за счет европейских потребителей сверхдоходов от экспорта своей рыбопродукции, при чем не только минтаевой. Антироссийские санкции их не помогли, и наши конкуренты ищут новые инструменты борьбы с российской продукцией», — считает Буглак.
В Росрыболовстве, в свою очередь, отмечают, что это далеко не первый случай, когда США пытается ограничить доступ российской рыбы на международный рынок. При этом вводимые со стороны США и Евросоюза санкции в большинстве своем негативно сказались на этих же странах. А благодаря масштабной модернизации флота и перерабатывающих мощностей, структура экспорта российской рыбной продукции претерпела значительные изменения. Наращивание производства продукции глубокой переработки позволяет уйти от сырьевой направленности экспорта и ориентироваться на поставки продукции с высокой добавочной стоимостью, говорят в ведомстве. В результате в 2022 году российские рыбопромышленники значительно нарастили производство филе минтая и впервые в истории обогнали главного конкурента — США. По данным Ассоциации добытчиков минтая, производство филе минтая в России по итогам 2022 года составило 139 тыс. тонн против 138 тыс. тонн, произведенных в США.
За два последних года Россия расширила географию рыбного экспорта до 80 стран. По итогам 2023 года объем поставок рыбной продукции на внешние рынки вырос на 200 тыс. до 2,5 млн тонн (плюс 9%, 2022 — 2,3 млн тонн), подсчитывают в Росырболовстве.
Основными странами-импортеры российской рыбной продукции являются Китай, Республика Корея, Нидерланды, Япония, Нигерия, Германия. Среди новых стран: Албания, Ангола, Бангладеш, Вануату, Гайана, Катар, Либерия, Марокко, Нигер, Палау, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сьерра-Леоне, Танзания, Черногория, Чили, ЮАР.
«Безусловно, такая тенденция не устраивает США, и они всеми возможными способами стараются вернуть свою монополию на рынках, которые, в настоящее время отдают предпочтение качественной российской рыбе», — соглашаются в Росрыболовстве.
Между тем, от Морского попечительского совета в Росрыболовство обращений пока не поступало.
Отмена сертификации, конечно, на первых порах усложнит работу российских экспортеров, им придется переориентировать часть потоков и, возможно, обратиться в другие сертифицирующие организации, считает председатель Рыбного союза Александр Панин. Поэтому инициаторы идеи об отзыве знака MSC и используют эти призывы как инструмент недобросовестной конкуренции.
«Для обычных европейских покупателей, такое ограничение конкуренции, конечно, обернется повышением цен на минтая, так как объем поставок продукции из российского минтая снизится. Но, видимо, американское минтаевое лобби интересы европейских потребителей не интересуют», — говорит Панин.
По его мнению, такое вмешательство также может подстегнуть развитие рынка альтернативной экологической сертификации в мире. Глобальный спрос на рыбу растет, вопросы экологии актуальности не теряют, поэтому запрос на услуги таких организаций будет.
А вот на российском рынке эта инициатива напрямую не отразится, так как минтая поставляется достаточно, отмечает Панин. Рыбаки даже запустили программу продвижения, чтобы увеличить потребление минтая — полезной для здоровья рыбы — среди населения России.