© creativepriyanka / Фотобанк 123RF.com |
В Верховном Суде РФ рассмотрели дело об оспаривании абз. 1 п. 4.15 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Указанная норма предусматривает, что противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м (Решение Верховного Суда РФ от 29 мая 2024 г. № АКПИ24-230).
По мнению заявителя, спорная норма противоречит большому количеству положений федерального законодательства и Конституции РФ, поскольку не определяет, какие именно объекты (здания, строения, сооружения) и из какого материала отнесены к временным строениям и относятся ли к таковым нестационарные торговые объекты. Таким образом спорная норма устанавливает для правоприменителя неоправданно широкие пределы усмотрения, вызывает неоднозначное толкование, тем более, что со ссылкой именно на эту норму арбитражный суд заставил заявителя демонтировать нестационарный торговый объект, размещенный на земельном участке на основании договоров аренды, заключенных ранее с ОМСУ и прекративших свое действие (суд приравнял конкретный нестационарный торговый объект ко временному сооружению).
Отказывая в удовлетворении административного иска, Верховный Суд РФ отметил следующее:
- вступившими в законную силу решениями Верховного Суда РФ от 17.06.2020 № АКПИ20-262, от 06.09.2021 № АКПИ21-510, установлено, что Свод правил и приказ МЧС России от 14.02.2020 № 89, внесший в него изменения, утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных ему полномочий и введены в действие с соблюдением установленного порядка;
- в п. 36 ст. 2 Техрегламента о требованиях пожарной безопасности определено, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) — это нормированное расстояние между зданиями, сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара, оно должно обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения, а конкретные расстояния между различными объектами, относящимися к зданиям и сооружениям, закреплены в таблицах 12-20 приложения к указанному Техрегламенту;
- спорная норма Свода правил в оспариваемой части, предусматривающий нормированное расстояние до временных строений, не противоречит указанному Техрегламенту и согласуется с требованиями пункта 2 ч. 2 ст. 3 Закона о стандартизации, в соответствии с которым цели стандартизации достигаются путем реализации таких задач стандартизации, как повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Какого-либо иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, определяющего противопожарные расстояния до временных строений, не имеется;
- доводы истца о неопределенности формулировок оспариваемого положения в части понятия «временные строения» по существу сводятся к несогласию с конкретным судебным решением, между тем отнесение объектов к временным строениям осуществляется на основании их индивидуальных признаков (характеристик) и непосредственно связано с исследованием и оценкой фактических обстоятельств возведения и использования таких объектов;
- оспариваемое положение Свода правил не допускает какой-либо двусмысленности и неоднозначного толкования и отвечает общеправовому критерию формальной определенности. Положение о нормированном противопожарном расстоянии до временных строений четко и ясно сформулировано; каких-либо неясностей в нем не содержится;
- кроме того, по своей правовой природе Свод правил является нормативным документом (а не нормативным правовым актом) по пожарной безопасности, применение которого на добровольной основе обеспечивает соблюдение обязательных требований Техрегламента, устанавливает для добровольного применения правила и принципы в отношении пожарной безопасности для целей соблюдения техрегламентов, и не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, а также устанавливающих правовой статус организаций, а равно предписаний нормативно-правового характера. При этом пожарная безопасность объекта защиты помимо выполнения требований, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности (применительно к рассматриваемому делу — в Своде правил), может быть обеспечена соблюдением любого из условий, перечисленных в части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.