Отмечается, что противоправные действия пассажиров на борту воздушного судна представляют серьезную угрозу безопасности полета. По вине дебоширов задерживаются рейсы.
По данным Главного управления на транспорте МВД России, в 2023 году было составлено свыше 15,5 тыс. административных протоколов на граждан за противоправные действия, в том числе 7,78 тыс. — за мелкое хулиганство, 6,76 тыс. — за нахождение в состоянии алкогольного опьянения, 690 — за курение на борту, 319 — за невыполнение распоряжений командира воздушного судна. Общее число деструктивных пассажиров, с которыми авиакомпании расторгли договор перевозки, выросло в прошлом году на 11%.
Но штрафы сейчас слишком малы: за мелкое хулиганство (500 — 1 тыс. рублей), за курение на борту (500 — 1,5 тыс. рублей), за нахождение в состоянии алкогольного опьянения (500 — 1,5 тыс. рублей),за невыполнение распоряжений командира воздушного судна (2 тыс. — 5 тыс. рублей).
Вместе с тем, в разных странах за нарушения на борту воздушного судна действует жесткое наказание. Так, в Британии за мелкое хулиганство на борту можно получить штраф до 5 тыс. фунтов, а за курение на борту и непотушенный окурок могут приговорить к нескольким годам лишения свободы, квалифицировав это как попытку теракта.
Поэтому за курение предлагается ввести штрафы от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна — от 8 тыс. до 12 тыс. рублей, за мелкое хулиганство на борту воздушного судна — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, за нахождение на борту воздушного судна в состоянии опьянения — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
«Авиадебоширы — прямая угроза безопасности полетов. Хулиганские выходки, курение на борту, алкогольное опьянение и соответствующее поведение, неподчинение требованиям командира воздушного судна — все это несёт серьёзные риски для законопослушных пассажиров. Сейчас, в сезон отпусков, многие начинают «отдыхать» уже в самолёте, игнорируя требования безопасности. При этом размеры действующих согласно нормам КоАП штрафов за противоправные действия на борту воздушного судна крайне малы. Необходимо сделать их существенно более чувствительными. На это и направлен законопроект», — пояснил один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.