В России есть фестиваль дебютного и короткометражного кино. О том, в чем его важность и какое место он занимает в культуре страны, aif.ru рассказал генеральный продюсер фестиваля Short Film Days Дмитрий Якунин.
— Дмитрий, как бы вы обозначили главную цель фестиваля? Какую задачу ставят перед собой организаторы?
— Фестивалей короткого метра и дебютного кино проходит достаточно много. Основное отличие нашего фестиваля — в системном продвижении работ молодых режиссеров в рамках «Эха» — некоммерческом прокате короткометражных фильмов более чем на 700 площадках в 70 регионах России и в 30 странах мира. Важно, что за несколько лет проведения фестиваля и «Эха» на базе наших показов сформировались киноклубы, образовательные программы, молодежные организации, которые, как и мы, любят и продвигают короткометражное кино.
Также каждый год мы проводим исследование по проблемам интеграции молодых кинематографистов в киноотрасль. В этом году также мы проводим большую аналитическую работу совместно с социологической компанией Wanta Group и Молодежным центром Союза кинематографистов России. Причем, 300 участников опроса получат годовую подписку от наших партнеров — платформы Okko, тем самым получив возможность регулярно смотреть лучшие отечественные и международные фильмы и сериалы. Также на этой платформе можно будет посмотреть программу нашего фестиваля.
Для нас фестиваль Short Film Days — это не единоразовое событие, которое длится в ограниченный период времени (как обычно это происходит в отношении большого количества фестивалей), а большая экосистема по развитию молодежного кинодвижения, куда входят дистрибуция короткого метра, образовательные программы, информационная поддержка, аналитика, повышение зрительского внимания к работам дебютантов. Мы думаем над развитием проекта и в следующем году планируем вывести фестиваль на новый уровень.
И мы надеемся на дальнейшую поддержку проекта Президентского фонда культурных инициатив и Союза кинематографистов России.
— Каковы критерии отбора фильмов? Чем фестиваль будет отличаться от мероприятия прошлого, 2023 года?
— Фестиваль проводится 11-й год, сначала как Всероссийская акция по продвижению короткого метра, затем — как российский киносмотр, а уже 3-й год — в формате международного кинофестиваля. Наш фестиваль приурочен к самому короткому дню в году — 21 декабря, именно в эту дату пройдет награждение победителей, а также будет дан старт «Эху» фестиваля. В этом году впервые, наряду с номинациями игрового, документального и анимационного кино (до 30 минут) мы ввели новую номинацию — нейросетевое кино. Жюри и зрители смогут оценить 34 конкурсных работы из России, Белоруссии, Ирана, Кыргызстана, Латвии, Эквадора и Франции.
Также впервые мы ввели жюри «поколения Тик-ток», куда войдут молодые актеры — Таисия Калинина («Обе две» и «Красная шапочка», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Медиатор»), Тимофей Кочнев («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Киберпапа», «Лето.Нулевые») и Петр Натаров («Пищеблок», «Хрустальный», «Дыхание мертвого леса»). Так как фестиваль молодежный, нам очень важна оценка наших фильмов молодыми актерами. Насколько их точка зрения совпадет с мнением профессионального жюри.
Основной площадкой фестиваля станет кинотеатр Музея Москвы (бывший «Центр документального кино»), где пройдут кинопоказы и мероприятия деловой и образовательной программы.
Кстати, в рамках этих программ у нас состоится очень много важных и интересных событий. В частности, подведение итогов сценарной лаборатории «Формула пути», в которой принимают участие около 30 сценаристов (из 460 присланных заявок). На финальном питчинге с участием представителей ведущих платформ и продюсерских компаний будут представлены проекты, разработанные в рамках 3-месячного акселератора. Новые технологические решения для киноотрасли будут представлены yf питчинге киностартапов, который мы проводим уже 3-й раз.
Совместно с департаментом образования г. Москвы мы проведем круглый стол, посвященный развитию среднего профессионального образования в киноотрасли и интеграции представителей «вторых профессий» в киноиндустрию.
К Году Семьи в России мы подготовили круглый стол «Короткий метр, большие идеи: семейные ценности в эпоху цифровых форматов» совместно с хабом семейных проектов и программ «Семья 3.0» и продюсерским центром «Инсайт Люди».
Также молодые кинематографисты смогут посетить мастер-классы по актерскому мастерству, гриму, сценическому мастерству.
Что касается критериев отбора в целом не меняются из года в год: мы ищем яркие зрительские фильмы, ориентированные в первую очередь на семейную аудиторию.
— Фестиваль международный. Участников из каких стран вы ожидаете, чьи работы можно будет увидеть?
— Для участия была подана 631 заявка из 29 стран. Среди них — картины из Италии, Бразилии, Индии, Турции, Мексики, США, Китая, Монголии, Германии, России, Испании, Египта, Польши, Ирана, Кореи, Франции, Великобритании, Эквадора, Туниса, Беларуси, Северной Македонии, Казахстана, Объединенных Арабских Эмиратов, Азербайджана, Болгарии, Канады, Японии, Киргизии и Сербии. В шорт-лист фестиваля попали 12 игровых, 10 документальных, 7 анимационных и впервые 5 премьерных нейросетевых фильмов из России, Белоруссии, Ирана, Кыргызстана, Латвии, Эквадора и Франции.
В спецпрограммах представят фильмы из России, Италии, Мексики. Также будет организован специальный показ проекта Студии Горького «Международные кино экспедиции», которые прошли в Сербии, Турции, Армении, Казахстане, Узбекистане, Белоруссии. За время конкурса в нём приняли участие более 1300 человек из них 180 стали финалистами.
— Как будут оцениваться работы, что будет взято за основу в работе жюри?
— Жюри нашего кинофестиваля возглавит председатель Московской организации Союза кинематографистов России, недавно возглавивший Театр Сатиры и Театр на Ордынке — Евгений Владимирович Герасимов.
Также в жюри вошли: российско-немецкий продюсер Полина Шлихт, актер Антон Филипенко, руководитель «Креативной недели» Марина Монгуш (Абрамова), режиссер Андрей Богатырев, главный редактор платформы Okko Кристина Ширшова и индийский дистрибутор Тасин Назим.
Наши критерии не отличаются от многих других кинофестивалей — талант и профессионализм. Уверен, жюри по достоинству оценит работы конкурсантов.
Призовой фонд нашего фестиваля — 1,5 миллиона рублей. Кроме того, лауреаты получат статуэтку, символизирующую «день зимнего солнцестояния» — именно в этот день будут вручены награды.
— Как вы считаете, короткометражное кино сложнее для режиссера, чем полный метр? Или, наоборот, проще?
— Это две абсолютно разных самостоятельных художественных формы. Сложно здесь размышлять в категориях проще-сложнее. Короткий метр в основном снимается в рамках обучения или режиссерами, которые ищут свои пути в киноиндустрию. К сожалению, на данный момент, грантов для съемок короткого метра достаточно мало (отдельные работы финансирует ИРИ и Президентский фонд культурных инициатив). Года 2-3 назад была надежда, что онлайн-платформы будут системно поддерживать короткометражное кино, но на данный момент, эта поддержка минимальна. В связи с этим, наиболее талантливые авторы рассматривают короткий метр как «трамплин» для съемок полного метра или сериала.
— В программе заявлены нейросетевые фильмы. Как они создаются? Может ли нейросеть заменить режиссера (возможно, не сейчас, а в будущем)?
— Помимо 5 нейросетевых фильмов, вошедших в конкурсную программу, во время фестиваля будут объявлены победители II Международного конкурса генеративных AI-фильмов. Кроме того, состоится мастер-класс Андрея Гладкова, специализирующегося на создании подобного контента «Генеративные нейросети для создания видео».
Действительно, тема применения искусственного интеллекта в кинопроизводстве волнует многих представителей киноиндустрии и молодых кинематографистов. Наш фестиваль держит «руку на пульсе». Даже одной из ведущих открытия нашего киносмотра станет Дари — сгенерированный образ с помощью комбинации нейронных сетей. В целом, генеративное кино повторяет путь традиционного кинематографа — от немого черно-белого фильма к звуку, цвету, спецэффектам. Но если в его истории на каждый шаг уходили годы и десятилетия, то с ИИ-технологиями эволюция ускорилась на порядки. Как «предвещает» Павел Перегудов, креативный продюсер проводимого нами Питчинга киностартапов, на горизонте пяти лет у любого из нас появится возможность заказать ИИ-фильм, созданный нейросетью по персональному запросу. Сами генеративные фильмы займут большую часть всего рынка видеоконтента (к 2026 году, по данным Gartner, 80% всех компаний будут использовать генеративный ИИ).
Однако, как бы ни развивался прогресс, наша потребность в получении нового опыта и впечатлений останется неизбежной. И останется самая главная ценность кино — дать зрителю возможность проживать эмоции. Между тем, нейросети возьмут на себя решение рутинных технических задач, сокращая производственный цикл даже самых зрелищных фильмов до считанных дней вместо недель и лет. Человек в этом процессе займет роль творца, который будет принимать ключевые решения, используя ИИ как подмастерье, помощника и соавтора в воплощении самых смелых идей.
— На какие новинки вы посоветуете обратить внимание зрителям? Есть ли какие-то новые имена среди конкурсантов?
— Открытие фестиваля задает импульс дальнейшим показам и для этой цели мы выбрали документальный фильм «ЮДИ. Танец в темноте» Максима Башорина. Это фильм о томской танцевальной группе, становившейся лауреатом ведущих российских и международных премий и наград. Красочный фильм об истории успеха должен мотивировать наших зрителей на будущие победы. Планировалось, что танцевальная команда представит на открытии фестиваля эксклюзивную программу, однако коллектив вышел в финал Arabs Got Talent, который состоится в Саудовской Аравии. Но специально для зрителей открытия ребята подготовили сюрприз.
Что касается конкурсной программы, мы представим зрителю своеобразный срез современного молодого кино. В шорт-лист конкурса игровых фильмов в основном включены картины-победители и лауреаты российских и международных кинофестивалей уходящего года. Много новинок в программах документального и анимационного кино.
Также я бы обратил внимание на все спецпрограммы смотра: две программы анимации, программа о взаимоотношениях «Шаг навстречу» и ностальгическая программа «Возвращение домой».
<!—Расположение: —>