Вопрос обучения детей с миграционной историей, для которых русский язык является неродным, обсудили в рамках ежегодного Национального педагогического форума в Уфе. Его организатором выступает Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы. В мероприятии приняли участие, в том числе онлайн, более 1000 человек из разных регионов России, а также стран ближнего зарубежья.
Тема обучения детей из семей мигрантов была не единственной, над чем работали педагоги в эти дни в стенах БГПУ имени М. Акмуллы. Как отметил и.о. ректора Акмуллинского университета, депутат Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Салават Сагитов, приветствуя участников форума, всего запланировано 13 мероприятий, 10 научно-практических конференций, одна панельная дискуссия, «круглый стол» и обучающий семинар.
Фото: Пресс-служба БГПУ им. М. Акмуллы
— Основной темой исследований нашего вуза многие годы является повышение качества образования. Учеными БГПУ имени Акмуллы создана информационно-аналитическая платформа по выявлению профессиональных дефицитов педагогов. Данная разработка используется для диагностики учителей во многих регионах России и обеспечивает непрерывный профессиональный рост педагогов путем построения индивидуального образовательного маршрута. За годы работы платформы как у нас, так и в учебно-педагогическом округе, куда входят Башкортостан, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, а также на возвращенных территориях РФ по 24 предметам прошли тестирование 15 тысяч учителей. И некоторые регионы взяли нашу платформу за основу по развитию своего кадрового потенциала, — подчеркнул Салават Сагитов.
Он также отметил, что наряду с проблемой преподавания русского языка есть вопросы с преподаванием родных языков. БГПУ имени Акмуллы с коллегами из других университетов последние четыре года тесно занимаются развитием полилингвального образования. У Башкирского педуниверситета также большой опыт в части экспорта российского образования в страны Средней Азии и прежде всего в Таджикистан, Казахстан, Киргизию. Совместная с Кыргызстаном работа дает хорошие результаты.
— Мы с коллегами подходим к завершению разработки учебных планов для 9 школ, которые по указу Президента России Владимира Путина строятся в Киргизии. И эти школы будут работать по учебному плану, соответствующему как образовательным стандартам РФ, так и Киргизии. Сегодня у нас обучается на программах бакалавриата и магистратуры около 300 ребят из Киргизии. Мы рады, что они учатся у нас и потом поедут к себе и будут там продвигать российское образование — это очень важно, — сказал Салават Сагитов.
С приветственным словом перед участниками Национального педагогического форума также выступила депутат Госдумы РФ Эльвира Аиткулова. Она отметила, что сегодня педагоги обсуждают действительно важную тему — знание русского языка детьми из семей мигрантов.
— Ежегодный Национальный педагогический форум за четыре года стал одной из ключевых образовательных площадок страны, на которой всегда поднимается актуальная повестка. На этой неделе внесен на рассмотрение законопроект, обязывающий детей-инофонов знать русский язык. Рада, что здесь также будет обсуждаться тема полилингвальных школ, билингвального образования. Сегодня время вызовов, и важно сохранять мир и межнациональное согласие. Позиция Президента Российской Федерации Владимира Путина состоит в том, что русский язык является очень важным компонентом для достижения национального согласия. В то же время большое внимание он уделяет развитию и сохранению национальных языков. И как раз развитие полилингвальных и билингвальных школ является важным инструментом реализации такой политики. Это ответ на решение государственных задач, с одной стороны, а с другой — ответ на запрос общества. В нашей республике сформирована сеть таких школ — их 9 плюс есть 72 полилингвальные группы в 50 дошкольных учреждениях, но пока мы еще в начале пути, и, конечно, требуется выработать и единый понятийный аппарат, и единый стандарт обучения, — отметила Эльвира Аиткулова.
Депутат поблагодарила коллектив Акмуллинского университета за те наработки, которые создал вуз в области школьного и дошкольного образования.
И.о. ректора Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Никита Гусев представил опыт Института Пушкина как научно-методического центра в сфере обучения и языковой поддержки детей-инофонов. В этом направлении институт активно сотрудничает с Акмуллинским университетом. Никита Гусев поблагодарил руководителя Башкирского педуниверситета за плодотворное сотрудничество и отметил, что нынешний форум призван решить многие актуальные задачи.
— Все темы, которые мы здесь обсуждаем, отражают современный запрос профессионального сообщества на трансляцию передовых практик, обмен опытом, поиск новых решений и ответов на вызовы времени. Одним из направлений работы форума является обсуждение важнейших вопросов социокультурной и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации, — подчеркнул ученый.
Доклад заведующей отделом контроля и оценки качества образовательной деятельности Луганского государственного педагогического университета Ирины Кицена был посвящен диагностике профессиональных дефицитов молодых педагогов Луганской Народной Республики как инструменту адаптации к педагогической деятельности в условиях переходного периода.
«Мы очень тесно сотрудничаем с Башкирским педагогическим университетом, который оказывает нам всестороннюю помощь и в подготовке педагогических кадров, и в воспитательной работе. Сейчас наши молодые педагоги проходят диагностику профессиональных дефицитов на платформе, разработанной БГПУ им. Акмуллы. При выявлении профдефицитов у наших учителей мы составляем индивидуальный педагогический маршрут: организуем курсы повышения квалификации и переподготовки, предлагаем наставничество учителей-методистов и учителей высшей категории, участие в профессиональных дискуссиях», — рассказала Ирина Александровна.
На открытии форума также выступили представители педагогических сообществ Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании. Все они выразили признательность Акмуллинскому университету за методическую и научную помощь в решении важных образовательных проблем.
В тему
Сейчас на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы разрабатываются учебно-методические комплексы для внеурочной деятельности по языковой адаптации детей, не владеющих и слабо владеющих русским языком. Это
«Экспресс-подготовка к обучению в российской школе с нуля», «Учим русский язык: учебно-методический комплекс для внеурочной деятельности в 1-4 классе», а также «Языковая
поддержка обучающихся 5-9 классов, слабо владеющих русским языком: организация
внеурочной деятельности», которые предназначены для педагогов, работающих с детьми мигрантов.
Для определения уровня владения русским языком коллективом авторов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы разработаны тесты в соответствии со спецификацией Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.
Кстати
В рамках форума в стенах БГПУ прошел Всероссийский конкурс педагогических династий. Его университет организовывает уже в 12-й раз. Участие в нем приняли 175 семей педагогов из 52 регионов России. Некоторые имеют общий стаж учительства, исчисляющийся тысячами лет. 2000 лет — стаж династии Ивановых — Филипенко из Красноярского края, ставших победителями в номинации «Из века в век».
Первый этап конкурса — заочный, когда педагоги присылают презентации своих династий. После отбора заявок финалисты съезжаются в Уфу, где воочию показывают свое педагогическое мастерство, проводят уроки со студентами.
В номинации «Призвание быть» победила династия Клюшиных-Беликеевых-Тимофеевых (Волгоградская область, 191 год), в номинации «Фундамент будущего» — династия Ивановых-Денисенко-Овчинниковых (Республика Башкортостан, 75 лет).
<rg-embed data-id="372521" code="«>
erid: F7NfYUJCUneP4zS9hyUL
Источник Российская газета Башкортостан