После ухода с российского рынка большинства международных брендов аутлеты на некоторое время стали ключевыми площадками для реализации стоковых коллекций, говорит региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Такие компании, как Adidas, Puma и Hugo, продолжали работать в этом формате, чтобы реализовать накопленные запасы перед окончательным закрытием своих операций в России. Стоковые коллекции, остававшиеся на складах, требовали долгосрочной реализации, что сделало аутлеты эффективным решением в сложившихся условиях.
Новые проекты в формате аутлетов сейчас, однако, практически не появляются, отмечает Хакбердиева. Если и планируется запуск новых объектов, то, скорее всего, это будут дисконт-центры, а не классические аутлеты, даже в адаптированном формате, который представлен в Москве и Санкт-Петербурге.
Покупатели внимательно следят за акциями и скидками
Аутлеты живы, но после ухода западных брендов идея специально ехать за покупками в аутлет (а они обычно расположены не в черте города) стала очень спорной, рассказала «РГ» на полях форума Mallpic старший директор CORE.XP Марина Малахатько. Магазины заполняются продукцией брендов из России и дружественных стран. «Но уже никто не отшивает собственные коллекции специально для аутлетов, это просто сток. Что налагает определенные проблемы на линейку размерного ряда и ассортимент — потому что это, по сути, остатки», — говорит эксперт. При этом, отмечает Малахатько, еще не все западные бренды вышли из контрактов — в аутлетах остаются европейские вывески, сам магазин может быть закрыт, но иностранная компания продолжает оплачивать аренду. Либо в течение пары лет до истечения длинных контрактов произойдут глобальные изменения, которые позволят брендам вернуться, либо договоры истекут, они окончательно закроют магазины, вывезут товары и закроют юрлицо, прогнозирует эксперт.
С другой стороны, отмечает Малахатько, на среднем уровне аутлеты хорошо себя чувствуют, особенно в кризис, потому что люди ищут способы сэкономить. При этом идет масштабирование российских брендов, и они могут занять в аутлетах места ушедших иностранцев, как сделали это в обычных ТЦ.
В марте 2022 года на фоне ухода западных брендов был большой наплыв покупателей, рассказывает директор по маркетингу Fashion House Group Константин Анисимов. После этого был спад числа посетителей. А в начале 2023 года в аутлетах открылись магазины с новыми названиями, которые, впрочем, торгуют той же продукцией, но в формате мультибрендовых торговых точек. При этом из-за ухудшения логистики товары существенно подорожали, люди покупают чуть меньше, но средний чек вырос на 40%. Посетители стали очень внимательно следить за акциями и скидками. Число посетителей сейчас на 20% меньше, чем в 2021 году, но динамика позитивная, отмечает Анисимов. В 2025 году число посещений может вернуться к уровню 2019 года.
Кризисные периоды ударяют по аутлетам меньше, чем по обычным ТЦ, поскольку люди начинают экономить, говорит Анисимов. Помогает и то, что в аутлетах больше посетителей, нацеленных на покупку: если в обычные ТЦ многие приезжают просто поесть, погулять, развлечься, а покупки делают 15-20% из них, то в аутлеты едут целенаправленно за одеждой, и 90% посетителей что-то приобретают. Положительно влияет на аутлеты и всплеск внутреннего туризма — число посетителей из регионов выросло на 30%, говорит эксперт