Содержание:
- В каких случаях требуется замена счетчика электроэнергии
- «Умные» счетчики: что нужно знать
- Куда обращаться для замены электросчетчика в Москве и регионах
- Какие документы нужны для замены счетчика электроэнергии
- Сколько стоит замена счетчика и как это сделать бесплатно
- Порядок замены электросчетчика: пошаговая инструкция
- Замена счетчиков: как распознать мошенников
В каких случаях требуется замена счетчика электроэнергии
Менять электросчетчик нужно в двух ситуациях:
- Счетчик неисправен. Поломку электросчетчика можно выявить при его визуальном осмотре. На его механическое повреждение будут указывать различные царапины, вмятины и сколы на его поверхности. Если устройство сгорело, будет виден расплавленный корпус, а также следы плавления на контактах. Также неверную работу счетчика помогут понять значительные изменения в его показаниях при отсутствии изменений в его использовании.
- Истек межповерочный интервал. Межповерочный интервал — период эксплуатации между поверками. Чтобы узнать срок межповерочного интервала, нужно посмотреть паспорт прибора учета. У каждого счетчика будет индивидуальный промежуток, что зависит от его индивидуальных характеристик. Общий межповерочный интервал составляет от 10 до 16 лет.
«Умные» счетчики: что нужно знать
«Умный» счетчик электроэнергии — устройство, которое передает показания электросети напрямую в ресурсоснабжающую компанию. Вбивать, сколько киловатт вы потратили в этом месяце или вписывать их в квитанцию владельцам умных счетчиков не нужно.
При окончании срока действия прежнего счетчика или его неисправности электросети должны установить умные приборы учета. Данный закон начал действовать с начала 2022 года. Раньше приборы электросети устанавливались гражданами за свой счет.
«Умный» счетчик имеет множество преимуществ перед обычным счетчиком:
- Данные передаются без участия владельца прибора
- Счетчик может отслеживать сбои сети
- Электричество автоматически отключается у тех, кто за него не платит (это «плюс», скорее, для электросетей — не нужно отправлять работников делать это вручную)
- Расчеты имеют высокую точность
Куда обращаться для замены счетчика
Куда обращаться в Москве
Для замены счетчика жители Москвы могут обратиться в Мосэнергосбыт. К ним с 1 июля 2020-го года перешла организация учета электроэнергии в домах столицы. Для замены прежнего счетчика можно оставить заявку на их сайте в личном кабинете или позвонить по номеру, указанному на сайте Мосэнергосбыта.
АО «Мосэнергосбыт» обслуживает многоквартирные дома, а ПАО «Россети Московский регион» — частный сектор.
Куда обращаться в регионах
Жители регионов могут обратиться в свои сетевые компании или к гарантирующему поставщику. Для удобства можно открыть реестр гарантирующих поставщиков на сайте Федеральной антимонопольной службы, посмотреть это в квитанции на квартплату или выяснить в управляющей домом компании.
Какие документы нужны для замены счетчика электроэнергии
- Паспорт
- Документ, подтверждающий право собственности на жилье
- Доверенность, если замену счетчика осуществляет не собственник жилья
Сколько стоит замена счетчика электроэнергии
С июля 2020 года счетчик и его установка с опломбировкой являются бесплатными для жителей. Но только при замене счетчиков, вышедших из эксплуатации, у которых истек срок поверки, или же счетчиков, которые стали неисправны.
Если же потребитель захотел поменять счетчик по собственному желанию (не нравятся характеристики прибора или, скажем, дизайн), ему стоит обратиться к гарантирующему поставщику, который рассчитает стоимость работы.
Стоимость работ зависит от типа электросчетчика:
- цена замены счетчика на новый однофазный варьируется от 4000 до 7000 руб.
- для трехфазных приборов учета прямого включения стоимость составит 8000-9000 руб.
- цена замены на трехфазный прибор трансформаторного включения — ориентировочно от 9000 до 13000 рублей.
Это стоимость замены без учета стоимости самого электросчетчика. Цена же прибора, к примеру, на маркетплейсах варьируется от 700 рублей и до 14-17 тыс. руб. в зависимости от модели.
Порядок замены электросчетчика
Оформление заявки
Если заявитель решил поменять исправный счетчик, у которого не вышел срок поверки, ему нужно подать заявку гарантирующему поставщику или сетевой компании.
В заявлении следует отметить не только причину замены, но и:
- данные паспорта,
- номер телефона или почты потребителя,
- адрес помещения, где нужно заменить счетчик,
- информацию о расположении энергопринимающих устройств (если идет речь о замене счетчика не в квартире, а в частном доме).
Как правило, заявку можно подать не только лично, придя в офис компании, но и онлайн или по номеру телефона, который указан на сайте этой организации. Также заявка оформляется при обнаружении поломки счетчиков, что не входит в плановую замену приборов учета. Замену сделают в течение 6 месяцев.
Замена же приборов учета с истекшим межповерочным интервалом происходит в одно время для всего дома. Информацию о замене размещают на досках объявлений в подъезде. Также график проведения работ в домах можно обычно найти на сайтах электросетей. К примеру, москвичам нужно зайти на сайт «Мосэнергосбыта» в раздел «Обслуживание клиентов».
Согласование даты и времени
После оформления заявки потребителю будет направлен запрос на согласование даты и времени замены электросчетчика.
Проведение работ
После утверждения даты и времени сотрудники сетевой организации или гарантирующего поставщика приедут и заменят прибор учета.
Проверка работы счетчика
После замены счетчика заявителю рекомендуется проверить корректность работы прибора. Для этого достаточно увидеть вращение диска и свет индикатора.
Как распознать мошенников
Не все знают, что счетчик теперь меняют за счет электросети и жители не должны платить за это. По домам иногда ходят мошенники, которые уверяют, что электросчетчик нужно срочно поменять (например, из-за якобы произошедших изменений в законодательстве), а заплатить за это можно им напрямую.
Помните, однако, что:
- замена электросчетчика для потребителя бесплатна, если вы не решили заменить счетчик по своему собственному желанию.
- для замены электросчетчика не нужно заключать договоры. «Для замены электросчетчика не нужно предоставлять личные данные. Если вас настойчиво просят назвать СНИЛС, ИНН или паспортные данные, можете заканчивать разговор», — прокомментировал руководитель отдела судебных споров в сфере ЖКХ и управления недвижимостью Юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Сергей Сергеев.
- сотрудники, меняющие электросчетчики, работают в фирменной одежде и имеют официальные удостоверения.
- работники электросети должны приходить в заранее согласованные дату и время по вашей предварительной заявке.
Если потребителю кажется, что он наткнулся на мошенников или какие-то моменты работы энергетиков вызвали у него подозрения, он может позвонить в управляющую организацию или поставщику ресурса (опять же в электросеть, но не по телефону, который дают сомнительные электрики, оказавшиеся у вас на пороге) и задать интересующие вопросы. «Позвоните и спросите, идет ли замена счетчиков по вашему адресу, уточните ФИО сотрудников, которые непосредственно совершают обход, и если информацию вам подтвердить не смогут, то можете вызывать полицию», — сказал Сергей Сергеев.