Темы, идеи, заявки — от традиционных до самых «безбашенных». Этнотуризм, этномода, культурная навигация по регионам, VR-музеи, чат-боты на основе искусственного интеллекта, парки исторических реконструкций, цифровизация книг о теории театра. И на этом фоне — приложения с эффектом полноценного общения, например, с Леонардо да Винчи. Или уже не виртуальная разработка коллекции исторических ароматов, чтобы через парфюм можно было услышать дух времени…
За три дня образовательного интенсива (тематические лекции, мастер-классы, встречи с экспертами, интеллектуальные тренинги и спортивные соревнования для разгрузки) участникам предстояло разработать концепцию своей идеи, составить бизнес-план, подготовить презентацию и защитить проект перед экспертами. Работу каждой команды координировал куратор, который помогал студентам самым выигрышным образом проявить себя и реализовать свой творческий потенциал.
Рекордсменом по числу заявленных проектов стал Санкт-Петербург. Питерские команды предложили создать серию аудиокниг по теории театра — ее первым героем станет режиссер и педагог Вениамин Фильштинский, который прочтет свою «Открытую педагогику» и она будет доступна и как аудиокнига.
Другая петербургская «История на блюдечке» представляет собой виртуальную интерактивную книгу собраний рецептов народов России с историей блюд и VR игрой, которая поможет полностью погрузиться в атмосферу зарождения и поглощения яств.
О еще не созданной питерской линии исторических парфюмов уже много говорят, по крайней мере, в гуманитарной студенческой среде. Молодые люди отважились создать коллекцию ароматов великих русских поэтов и поэтесс — не только им посвященных, но и воссоздающих их образы. Сверхзадача — прикоснуться к творчеству через эфемерное.
Казань предложила фэшн-фестиваль народов Поволжья с использованием трансформируемой площадки для показов мод в малых городах. Мурманск представил Былины Земель Русских — настольную ролевую игру в жанре научной фантастики, действия которой происходят в XII веке. Луганский проект популяризовал творческие династии Луганской Народной Республики в семи сериях документальных фильмов-портретов.
Конкуренция в таком путешествии по векам и регионам предстоит серьезная. Но и подготовка перед финальным днем чемпионата была солидная: ведущие эксперты вели команды от того момента, как найти вдохновение для новой идеи, до механизмов ее воплощения и продвижения уже в виде готовой продукции.
Фото: Предоставлено пресс-службой чемпионата «История будущего»
Ярмарка проектов
Критериями оценки станут глубина проработки темы, ораторская дисциплина — умение кратко изложить суть идеи, качество публичного выступления, динамичность, инновационность, социальная значимость и наличие конкретного плана реализации проекта.
«Часто говорят: это уникально, нет аналогов, но подобное надо не обозначать словами, а показывать в цифрах, деньгах и на конкретных примерах, — рекомендовала генеральный директор Российского фонда культуры Елена Головнина. — Я была рада видеть столько замечательных, инициативных, творческих молодых людей и девушек, которым удалось продемонстрировать желание внести свой вклад в развитие отечественной культуры. Для кого-то из них чемпионат станет отправной точкой реализации в сфере креативных индустрий, а для кого-то — новой вехой в профессиональном развитии. Всем я желаю спортивного азарта в подготовке и найти на чемпионате новых друзей».
Были ли тематические ограничения проектов? На этот вопрос Елена Головнина ответила, что ограничения касались только возраста участников: от 18 до 25 лет. «Не было никакого принудительного тематического условия вхождении на чемпионат. Его направленность — культурная мозаика. Темы для своих проектов студенты предлагали сами, — прокомментировала Елена Головнина. — В этом году многие выбрали культурное наследие. Причем не только наследие народов России: студенты из Узбекистана, которые учатся в российских вузах, тоже к своему наследию обратились, представив проект по сохранению своих национальных ценностей. В разрезе предыдущих трех лет чемпионата больше акцентов ставилось на искусственный интеллект, музейные новшества, инновации, применяемые в музейном пространстве, историческое наследие. В прошлом году лидерами стали создатели компьютерной веб-игры «Петриада» про Петра Великого. А в этом году получился красивый национальный акцент. Прикладное искусство, художественные промыслы, менталитет, философия народов. Классика, которая заложена в традициях народов, дает жизнь и вдохновение».
Фото: Предоставлено пресс-службой чемпионата «История будущего»
Настрой на общение
Как завоевать свою аудиторию? Искусству самопрезентации на чемпионате обучал Денис Решетов — автор бестселлера «Настрой на общение» и основатель Академии деловых коммуникаций и речевой харизмы. Установки были четкие: «Представьте, что до вас жюри пришлось выслушать сто двадцать проектов, и сделайте все, чтобы вас запомнили». Основное правило защиты проекта усвоили: лучше коротко и четко.
Искусством влияния на то, как тебя воспринимают окружающие, Денис Решетов владеет в совершенстве. Как правильно подбирать слова и достигать ясности языка и однозначного понимания? Как бороться за внимание? Какой лучший способ избежать пауз? Что может принести секунда тишины? Что такое результат результатов? Как общаться с двумя разными психологическими типами людей: людьми, которые делают что-то, чтобы чего-то избежать или чего-то достигнуть? Как выстраивать цель, разделяя: проект что-то создает или может от чего обезопасить? И как, в конце концов, справиться с волнением до выступления? (Совет работает: самая ровная спина, плечи назад и вниз, и безруковский взгляд не на одного человека, а на всю аудиторию).
Ответы на эти и многие другие вопросы, по мнению Дениса Решетова, открывают все нужные двери.
Но прежде чем в них всех войти, стоит прислушаться к мнению еще одного эксперта чемпионата: люди помнят разницу, и прежде всего разницу, произошедшую с самим собой. Александр Семин — мотивационный спикер и основатель своего креативного агентства объяснил, как найти свое зачем. «Нужны не мы, а причина. Людям нужны не вы и не ваше — людям нужна причина вас. Транслируйте ее, и когда человек разделяет вашу причину — она есть. Ведь ценностью является только то, что мы сами наделяем ценностью… Людям нужно не то, что мы делаем, а зачем мы это делаем. Нас выбирают, если человек после общения с вами или знакомства с вашим проектом хоть немного изменился. Например, смысл социальной рекламы — чтобы люди задумались: мы никогда не смотрели под таким углом на ту или иную проблему… Только в русском языке есть слово «отмучился»… Но меняться надо, чтобы появились силы сражаться: с болезнью, с обстоятельствами, чтобы победить, чтобы стать героем…»
Справка «РГ»
Чемпионат проходит в Сочи на базе Южного федерального центра спортивной подготовки «Юг Спорт», организатор — «Российский фонд культуры». Участники — студенты из Москвы, Луганска, Санкт-Петербурга, Красноярска, Томска, Ханты-Мансийска, Челябинска, Хабаровска, Кемерово, Оренбурга, Мурманска, Казани, Ростова-на-Дону, а также из Монголии, Узбекистана и Таджикистана. 30 ноября на финальной защите проектов жюри выберет самые перспективные и назовет команду-победителя. Каждый участник этой команды получит денежный приз в размере 120 тысяч рублей.