Айсен Сергеевич, в Якутии началось строительство одного из важнейших инфраструктурных проектов — Ленского моста. Объект не раз упоминался на проходившей в Москве в ноябре Транспортной неделе-2024 в контексте развития новых логистических коридоров России. Как продвигаются работы?
Айсен Николаев: Ленский мост — ключевой объект на пересечении двух транспортных коридоров — «Север — Юг» и «Запад — Восток». Кроме своего макрорегионального значения, он важен для связанности самой Якутии. Жители очень ждут появления этого объекта, который откроет круглогодичное транспортное сообщение через реку Лена.
Строительство находится на контроле у президента страны. В начале ноября вышло очень важное поручение главы государства по сокращению сроков федерального финансирования работ. Сейчас оно расписано на 2026-2028 годы, надеемся, что будет передвижка на 2024-2025 годы.
Работы в настоящее время ведутся на средства частного инвестора, а также бюджета республики. Считаю, что в условиях высокой ключевой ставки финансирование таких крупных инфраструктурных проектов, как Ленский мост, на начальной стадии должно идти за счет бюджетов. Об этом говорили в рамках Транспортной недели с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым, которому я благодарен за поддержку и конструктивное взаимодействие.
Фактически на стройплощадке создается новая индустрия. В проект внедряются уникальные технологии, включая использование коффердамов и специальных бетонных заводов, адаптированных для арктических условий.
В этом году «Цифровой Алмаз» собрал более 3200 человек. Фото: Андрей Сорокин
На совместном заседании двух комиссий Госсовета — по направлению «Энергетика» и по направлению «Эффективная транспортная система» — обсуждалось развитие железнодорожной инфраструктуры для экспорта полезных ископаемых. Насколько остро эта проблема стоит для Якутии и в чем вы видите ее решение?
Айсен Николаев: Без возможности вывоза полезных ископаемых из Якутии развитие всех отраслей будет задерживаться. За последние годы объемы добычи угля выросли вдвое, Якутия занимает третье место в стране по этому показателю.
В 2024 году мы работаем в рамках соглашения с ОАО «РЖД» по гарантированному вывозу угля, согласно которому будет перевезено 26,3 миллиона тонн топлива. Совместно с грузоотправителями формируем поквартальный план на следующий год, предварительно потребность угольных компаний в вывозе продукции составляет более 50 миллионов тонн.
В правительстве России сейчас обсуждают возможности сохранения на 2025 год действующего соглашения между РЖД и угольщиками. Я считаю, что со всеми угледобывающими регионами, с которыми договор был на этот год, он обязательно должен быть подписан и на следующий.
В ноябре республика принимала федеральный форум «Цифровой Алмаз». В чем, на ваш взгляд, главные итоги мероприятия?
Айсен Николаев: «Цифровой Алмаз» проходил в Якутии уже третий раз. В его работе приняли участие более 3200 человек. Из них 300 — представители других регионов страны.
Главная тема форума — цифровая трансформация регионов, которая является одной из национальных целей развития России, установленных указом президента. Программа включала порядка 80 мероприятий, и все они носили практический характер. Обсуждалось внедрение цифровых технологий в отрасли, использование искусственного интеллекта, развитие БПЛА.
Мы вообще активно участвуем в развитии беспилотных авиационных систем. Вошли в число победителей федерального конкурса на создание в регионах сети Научно-производственных центров испытаний и компетенций в области беспилотников, в следующем году откроем научно-производственный центр БАС.
На полях форума «Цифровой Алмаз» был подписан ряд важных соглашений. Например, договорились взаимодействовать в разработке и внедрении дронобазы PASECA — роботизированных мобильных дрон-станций для беспилотных воздушных судов, которые станут решать задачи мониторинга, охраны и защиты объектов и территорий.
Строительство Ленского моста начато. Фото: Андрей Сорокин
Патриотическому воспитанию в нашей стране уделяется повышенное внимание. Якутия уже не первый год в числе «передовиков» участвует в федеральных пилотных проектах и продвигает свои инициативы. Например, провели уже второй Республиканский антифашистский форум, направленный на сохранение исторической памяти у подрастающего поколения. Насколько такая работа влияет на мировоззрение молодых людей?
Айсен Николаев: Конечно, такие мероприятия влияют на молодое поколение. В резолюции первого Антифашистского форума была заявлена задача — воспитать юных граждан с правильными ценностями, в отрицании и неприятии любых проявлений фашизма. И сегодня более 85 тысяч молодых якутян участвуют в различных мероприятиях патриотической направленности. 20 тысяч детей вовлечены в патриотические движения.
Второй антифашистский форум напомнил о значимых исторических событиях, донес до молодежи полезную информацию и объединил усилия по различным направлениям, в частности, для оказания помощи в зоне СВО.
В новой резолюции форума якутяне призвали поддержать Верховного Главнокомандующего, армию и флот в достижении всех задач специальной военной операции, а также работу республиканской комиссии «Вместе к Победе!». В частности, в документе говорится о проведении в 2025 году общественно-патриотического марафона «Победа — в моем сердце!». В каждом городе, улусе и наслеге планируется провести значимые мероприятия по патриотическому воспитанию с участием ветеранов войны и тыла, ветеранов труда и лидеров общественного мнения, молодежи и волонтеров.