В прошлом году число обеспеченных жильем детей-сирот выросло по отношению к 2022 году с 34,2 тыс. человек до 37,5 тыс. человек, рассказал на Коллегии СП аудитор Сергей Штогрин. Количество очередников сократилось со 190,8 тыс. человек в 2022 году до 187,5 тыс. в 2023 году.
Сокращение произошло впервые за несколько лет, что свидетельствует о наметившейся тенденции повышения эффективности мер в этой сфере, отмечают в СП (по данным уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой — впервые с 2011 года). Но число очередников пока еще остается высоким.
В 2023 году регионы на треть увеличили расходы на приобретение жилья для детей-сирот
Положительному тренду способствовало, в частности, то, что региональные бюджеты на треть увеличили расходы на приобретение жилья для сирот (с 77,1 млрд руб. в 2022 году до 98,1 млрд руб. в 2023-м). Кроме того, регионы утвердили программы ликвидации задолженности до 2030 года, была расширена практика предоставления сиротам жилья через жилищные сертификаты (в 2023 году принят закон об этом), что дает возможность приобрести жилье в любом регионе страны.
Также с 2022 года изменилась методика Минстроя по определению официальной стоимости «квадрата» жилья, отмечается в отчете СП. Это позволило регионам повысить размер средств, выделяемых на приобретение жилья для детей‑сирот и увеличило долю жилья, приобретаемого на первичном рынке.
Позитивное влияние на ситуацию оказало также усиление контроля за сохранностью уже имеющегося у сирот жилья. За счет этой меры общий список сирот, подлежащих обеспечению жильем (в него включаются дети с 14 лет), сократился с 286 тыс. человек в начале 2023 года до 281,4 тыс. к началу 2024-го.
Тем не менее, систему предоставления квартир еще можно усовершенствовать, считают в СП. Так, пока не решен вопрос о возможности предоставления сиротам жилья на условиях бессрочного найма помещений, находящихся в собственности регионов и муниципалитетов. Кроме того, нужно размещать информацию об использовании жилищных сертификатов на Единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере, без этих данных оценить эффект этой меры сложно.
Основная задача Минстроя в этой сфере — не допустить неэффективного использования средств, выделяемых на обеспечение жильем детей-сирот, подчеркнул замминистра строительства и ЖКХ Никита Стасишин. Минстрой проводит дополнительный мониторинг ситуации через систему, разработанную совместно с ДОМ.РФ. «Мы еженедельно видим не только сроки контрактации и кассовое исполнение средств федерального бюджета, но и риски в части своевременного исполнения обязательств по передаче застройщиком каждой конкретной квартиры, приобретенной субъектом РФ или муниципалитетом для обеспечения жильем детей-сирот», — сказал он. Регулярно проводится сверка сроков передачи квартир по контрактам и срокам ввода многоэтажек по данным проектных деклараций, информация о рисках по каждому застройщику направляется в регионы для принятия мер. Все это позволяет выявлять риски и не допускать срывов сроков предоставления новых квартир.
Обеспечение жильем сирот ускорилось после принятия в 2023 году закона о возможности использования жилищных сертификатов, говорит директор Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Лариса Фальковская. Такие сертификаты выдаются сиротам, достигшим 23 лет и успешно социализированным в обществе. К ноябрю нынешнего года ими воспользовались уже 1 689 сирот. Кроме того, в 42 регионах сиротам предоставляются аналогичные региональные сертификаты, благодаря которым в этом году купили жилье 5 862 человека. Сейчас, по словам Фальковской, завершается работа с регионами по возможности оформления выплаты на жилье через портал госуслуг. «Это значительно упростит процедуру для граждан и ускорит процесс принятия решения о предоставлении выплаты. В 79 субъектах такая возможность уже обеспечена», — сказала Фальковская. Тем не менее пока лишь 8 регионов предоставляют жилье детям-сиротам вовремя, в остальных им приходится ждать квартир длительное время.
Есть регионы, которые успешно исполняют свои обязательства, выдавая более 500 квартир в год, говорит зампредседателя Госдумы Анна Кузнецова. А есть такие, в которых очередь «застыла», сиротам приходится ждать жилья около 10 лет, хотя регионы являются достаточно обеспеченными. Причины — не только в финансировании, но и в управленческих ошибках, формальном отношении, несовершенстве самих механизмов. Некоторые региональные программы ликвидации очередей требуют уточнений и доработки, а в ряде регионов они и вовсе не разработаны. Также необходимо устранить бюрократические барьеры. Проведенный Счетной палатой анализ, считает Кузнецова, поможет в выработке точных и нужных решений.
К уже утвержденным Региональным программам тоже есть вопросы, считает доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александра Телицына. Они зачастую не обеспечены финансовыми источниками (треть программ указывает на дополнительную потребность в финансировании без уточнения источников) или носят слишком общий характер. Это может не позволить выполнить их к обозначенному сроку — к 2030 году. Условия получения региональных сертификатов неодинаковы в разных регионах: разные требования к возрасту, месту приобретения жилья и срокам реализации сертификатов. Требуется также более жесткий контроль за использованием выделенных средств и за оценкой необходимости в жилье, считает Телицына. Некоторые сироты по закону могут получить жилье, даже если формально у них уже есть недвижимость в собственности — например, если их квартиры находятся в плохом санитарном состоянии или там проживают маргинальные или освободившиеся из мест заключения родственники. Это сложный и деликатный вопрос, отмечает эксперт, решение о предоставлении жилья государством в таких случаях принимает целая комиссия. Но необходимо, по ее мнению, внедрить дополнительные механизмы контроля, включая регулярный мониторинг и проверку объективности заявлений и потенциальных рисков, чтобы предотвратить злоупотребления, связанные с получением жилья от государства под предлогом «невозможности проживания».
Помимо прочего, необходимо контролировать качество строящегося для детей-сирот жилья, в регионы уже направлены рекомендации, говорит Мария Львова-Белова. Счетная палата отметила, что в программах 33 регионов численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем до 2030 года, в несколько раз превышает численность этой категории на начало 2023 года (например, в Вологодской и Владимирской областях в 2 раза, в Магаданской — в 6 раз, в Курганской- в 7 раз). В этой связи необходимо усиливать систему профилактики социального сиротства, уверена Львова-Белова. Часто своевременная помощь семье позволяет избежать перспективы получения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. «Крайне важно акцентировать внимание органов власти на своевременной поддержке родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, чтобы дети могли жить и воспитываться в родных семьях», — говорит омбудсмен.