В Нижних Сергах (Свердловская область) 14-летний подросток на перемене прямо в школьном коридоре в прыжке пнул в грудь стоявшую у окна одноклассницу, эпичное видео разлетелось по Сети. Девочка рассказала, на протяжении долгого времени «боец» ее оскорблял, бил, плевал в нее.
В элитной гимназии две пятиклассницы угрозами заставили девочку раздеться догола и сняли видео, которое тут же разослали одноклассникам, а те — по другим чатам.
Участвуют все
Но, может быть, это все же стечение обстоятельств? Увы, нет. Сотрудники лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ провели исследование «Агрессия и буллинг в школьной среде». Выяснилось, что лишь 30% учащихся не стали жертвами травли, порядка 40% не были зачинщиками конфликтов, 35% подростков не были свидетелями буллинга.
В большинстве случаев инструментом школьной травли становится интернет, но он же делает случившееся достоянием общественности, стремительным вихрем вынося сор из избы. Российская социальная сеть «Сферум» в октябре 2024 года провела опрос среди более восьмисот участников Форума классных руководителей в Москве. Согласно опросу, 75% педагогов сталкивались с кибербуллингом среди своих учеников. 32% — несколько раз в год. Еще 36% ответили, что случаи буллинга в Сети среди их учеников редки, но все же бывают 1-2 раза в год. 7% педагогов становятся свидетелями травли в Сети часто (до 2 раз в месяц), а 1,5% учителей наблюдают такие ситуации почти каждую неделю.
Тем не менее Анастасия Беренова, психолог, руководитель АНО «Территория безопасности», реализующего федеральные проекты по работе с травлей в школах, считает, что буллинга становится… меньше.
— Количество травли в школах неуклонно снижается, но, несмотря на это, ее объем и травматический эффект по-прежнему находятся на очень высоких показателях. По данным нашего опроса, 70% учащихся были наблюдателями или жертвами травли. Но если вы спросите поколение родителей, они вспомнят куда больше эпизодов травли, чем расскажут их дети. Насилия и правда становится меньше (опираясь на статистику преступлений, если сравнить с 1990-ми или 2000-ми годами, общество просто совершило прорыв), и у общества появились ресурсы говорить и профилактировать психологическое насилие, видеть травлю как проблему.
Наказать нельзя простить
Увидеть, услышать, заметить травлю — первый шаг к победе. Но как же он труден! Во всех вышеописанных случаях травля продолжалась долгое время, и все молчали: дети, педагоги, даже сами жертвы. Первая реакция школьной администрации во всех случаях — ничего страшного, они же дети, не раздувайте. Но после вмешательства СМИ список действующих лиц за пару дней расширялся за счет представителей Следственного комитета и лично его главы Александра Бастрыкина, прокуратуры, членов Совета по правам человека, депутатов Госдумы — и дело волшебным образом сдвигалось с мертвой точки.
А вот тут всех ждут сюрпризы — зачинщики травли находятся в столь нежном возрасте, что закон перед ними робеет. Как раз в эти дни в Екатеринбурге побывал с визитом глава Совета по правам человека, советник президента РФ Валерий Фадеев, и вопиющий поступок подростка из Нижнесергинской школы прокомментировал журналистам так:
— Почти никаких возможностей наказать ни его, ни родителей нет. Надо менять законодательство, усиливать ответственность.
Поначалу и все остальные развели руками. Волна травли обрушилась на директора школы в Нижних Сергах Марину Тараеву, которая сообщила, что у нее нет оснований даже отстранить ребенка от уроков. Но у нее действительно нет законных оснований его выгнать, не нарушив процедуру, — сперва полагается замечание, потом беседа с родителями, постановка на учет и так далее и тому подобное. Опять же после того, как возмущенные горожане ворвались в школу, потребовали встречи с директором, правоохранители изыскали-таки возможность наказать «бойца» — ему предъявлено обвинение, суд отправил его под домашний арест.
Забавами юных любителей эротики и их родителями заинтересовался председатель СКР Александр Бастрыкин, поручил по этому факту возбудить уголовное дело, а также подготовить на его имя доклад. Дело о доведении до самоубийства возбуждено и в случае трагедии с погибшей девочкой.
Иногда ситуации доводятся до логического конца. Два года ходила по инстанциям мама девочки из свердловского поселка Юшала, пытаясь защитить дочь. 13-летняя школьница жаловалась, что другие ученики издеваются над ней, оскорбляют и бьют, но ни полиция, ни школа на жалобы матери не реагировали. Мать девочки обратилась в Талицкий районный суд с иском к школе и родителям обидчицы, чтобы взыскать с них компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. в пользу ребенка и 50 тыс. в пользу себя, а также расходы на оплату юридических услуг. Районный суд удовлетворил иск частично, постановив взыскать со школы 60 тыс. в пользу девочки и ее мамы, а также 30 тыс. судебных расходов. Во взысканиях с родителей обидчицы суд отказал. Областной суд решение предыдущей инстанции оставил без изменения, оно вступило в законную силу.
Пока суд да дело
Но что же делать тем, кто находится в ситуации вялотекущего буллинга, как спасти ребенка, как решить проблему с наименьшими потерями? Первое правило безопасности, говорят психологи, — слушать своего ребенка, доверять ему. Вдумайтесь: 50% опрошенных детей признались, что ни за что не расскажут родителям о своих проблемах. Но, допустим, вам рассказали. Стоит ли немедленно мчаться в школу с шашкой наголо? Как отличить обычный детский конфликт от опасного буллинга?
— В основе буллинга лежит нереалистичный конфликт, неадекватная агрессия, повторяемость эпизодов, — поясняет Анастасия Беренова. — Присутствует так называемая дисфункция системы, то есть весь класс вовлечен в эту историю, есть не только жертва, но и свидетели. Но родители не обязаны разбираться в теории! Они должны немедленно обращаться к специалистам, если замечают, что ребенок не хочет идти в школу, замкнулся, у него испорчены вещи, его бьют или оскорбляют. Не хочет рассказывать вам — надо искать третье лицо. И далеко не всегда это школьный учитель или психолог. А мы не можем изменить мир, исправить школу, это наивно. Но мы можем и должны вывести пострадавшего из состояния жертвы, дать ему навыки поведения, обладая которыми, он или справится с возникшей ситуацией, или уйдет в другую школу, но уйдет с ощущением победителя и с уверенностью в том, что травля не повторится. Дети не могут быть субъектами вопросов детской безопасности, они живые участники. Нужно и сейчас, и на будущее научить их навыкам самоконтроля, управления эмоциями, разрешения конфликтов.
В рамках проекта «Территория безопасности», руководителем которого является Анастасия Беренова, уже четыре года по всей стране обучают специалистов, которые могут комплексно работать в ситуации травли. Разработан «Антибуллинг-навигатор» — методическое пособие с планами уроков и схемами работы с травлей, снято несколько фильмов-уроков для детей — как анализировать ситуацию, оценивать ее, принимать решения. Разработки собраны в единую базу на сайте проекта безтравли.рф. и доступны всем, так как проект благотворительный и существует на средства Фонда президентских грантов.
«Добро» с кулаками
И все же ответ на вопрос — почему дети так жестоки — лежит на поверхности, но мы не хотим его слышать: дети копируют нас, взрослых. Из-за подростка, напавшего на девочку в Нижних Сергах, стали травить семью из Североуральска, которая не имеет абсолютно никакого отношения к данному инциденту. Нападавший и другой мальчик — тезки и имеют похожие фамилии.
— На видео не наш ребенок, — рассказал журналистам отец семейства. — Почему-то под видео указали данные нашей семьи. Мы получаем звонки и письма с угрозами вплоть до лишения жизни, сын боится выходить на улицу.
Родители североуральского школьника обратились с заявлением в правоохранительные органы…