Случайность или закономерность? Нынешний президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Авдеев в свою бытность послом России в Париже передал письмо оренбуржцев знаменитому французскому писателю Морису Дрюону.
Визит писателя в Москву в начале 2003 года, встреча с Владимиром Путиным и разнесенная всеми российскими СМИ фраза Дрюона, что «в родословной каждого француза можно найти русские корни, в частности, меня многое связывает с Оренбургом», были в Оренбурге замечены и исследованы. И это привело к визиту автора «Проклятых королей» осенью того же года на Южный Урал, в город его предков. Отец Дрюона родился и жил в Оренбурге. Дядя, тоже член Французской Академии, писатель с мировым именем Жозеф Кессель, хоть и родился в Аргентине, но детские годы провел на берегах Урала. А потому и первое письмо Мориса Дрюона, направленное в ответ оренбуржцам, начиналось со слов «Оренбург — это имя песней звучит в моей душе».
Писатель Морис Дрюон с супругой Мадлен в Оренбурге. 2003 год. Фото: Предоставлены фондом «Евразия»
Родившегося в Брюсселе франкоязычного писателя русского происхождения Виктора Львовича Кибальчича, известного под псевдонимом Виктор Серж, революционера, деятеля Коминтерна, в Оренбург 30-х годов ХХ века занесла политическая позиция, точнее, оппозиция. Он был сослан в степные края за принадлежность к троцкистам. Писал здесь романы, отправляя их парижскому издателю.
Эти романы до издателя не доходили и опубликованы не были, а вот цикл поэм Серж, уже покинув СССР, восстановил по памяти, они многократно издавались, и сейчас все переведены на русский язык.
Сын Виктора Сержа Володя подростком начал рисовать старый оренбургский Форштадт, а уже после Второй мировой в Мексике, куда семья бежала в 1942 году от нацизма, стал выдающимся художником Влади.
Художник Влади во дворе своего дома с бюстом Троцкого. Июль 2002 год. Фото: Предоставлено фондом «Евразия».
Монументалист, «гений цвета и света», которого называли «Рембрандтом современности» за непередаваемую технику офорта, оказался в одном ряду с Ороско, Сикейросом, Риверой, но остался до конца своих дней русским человеком. В начале ХХI века, незадолго до смерти, подарил городу своего детства более 150 офортов.
Цирковой атлет, силач и борец Александр Иванович Засс, на изометрической системе упражнений которого выросли Юрий Власов и Валентин Дикуль, Арнольд Шварценеггер и тысячи поклонников по всему миру, приехал в Оренбург в 1908 году по настоянию отца из Саранска — учиться на помощника машиниста.
Силач и борец Александр Иванович Засс
Но здесь Засс попал на арену цирка, которую уже не покидал до своей смерти в 1962 году.
Уйдя по призыву в Русскую армию, пройдя горнило Первой мировой, неоднократно попадая в плен и уходя из него, разрывая цепи и разгибая прутья темниц (цирковая рутина силача), Александр оказался на Балканах, потом во Франции, а затем, уже как Удивительный или Русский Самсон, в Великобритании.
Там он снискал всемирную славу, обрел титул Сильнейшего человека Земли, стал «дорогим русским другом» для своих, цирковых. Там же, под Лондоном, нашел вечный покой, так и не приняв британского подданства. В 2008 году перед зданием оренбургского цирка был установлен памятник Александру Зассу работы скульптора Александра Рукавишникова, а в музей истории Оренбурга из Великобритании попала целая коллекция свидетельств славы нашего соотечественника.
Несколько уличных экскурсий, проходивших в Оренбурге в рамках фестиваля, начинались у бюста героя немецкого студенческого Сопротивления и святого русского православия Александра Шмореля. Родившийся в 1917 году в Оренбурге в семье медиков — Натальи Введенской и выходца из немцев-купцов Гуго Шмореля, Александр покинул Россию в 1921 году, но всю свою недолгую жизнь гордился русским происхождением.
В 1942 году вместе с товарищем по мюнхенскому университету Гансом Шолем создал подпольную антифашистскую группу «Белая роза», сочинявшую и распространявшую антигитлеровские листовки. После ареста в феврале 1943 года участников «Белой розы» судили и казнили на гильотине. Последними словами записки, отправленной Александром на волю, стала фраза «Все за Россию!!!», написанная еще в дореволюционной орфографии.
Памятник Александру Шморелю Фото: Предоставлено фондом «Евразия».
Фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» открыл широкой оренбургской общественности и несколько новых имен. Моноспектакль «Ледоход» режиссера и исполнителя, артиста МХТ им. А.П. Чехова Сергея Волкова в сопровождении Товуз Аббасовой (фортепиано) из Большого театра погрузил зрителей-слушателей в атмосферу рассказов Сергея Гусева-Оренбургского. Один из известнейших авторов дореволюционной России, близкий М. Горькому, принявший революцию, но эмигрировавший в США, писавший об уездной русской глуши, живя в Нью-Йорке, выпустивший в России 12 томов не завершенного по причине революции собрания сочинений, но считавший писательство «злейшим врагом своим», казалось, исчез навсегда. Но фестиваль вернул оренбуржцам частичку его творчества, а зрители, оставшиеся на обсуждение спектакля, дружно вопрошавшие «Где почитать?» получили оптимистичный ответ. Можно считать совпадением, но почти четвертьвековые поиски творческого наследия Гусева-Оренбургского именно сейчас привели к тому, что в следующем году в Оренбурге должно начаться издание собрания его сочинений.
Конечно же, в Оренбурге знали и о земляках-художниках Филиппе Малявине (великолепную лекцию о нем прочитала Надежда Мусянкова, куратор выставочных проектов Государственной Третьяковской галереи) и Серже Шаршуне, дом которого чудом сохранился в центре Бугуруслана, а в скором времени может стать частью городского музея. Но судьбы и творчество художников Всеволода Ульянова, Лидии Мандель, Александра Карамзина оказались представлены в Оренбурге впервые. И в этом немалая заслуга Музея Русской культуры в Сан-Франциско, откликнувшегося на просьбу организаторов фестиваля и поделившегося из-за океана частичкой своих богатств в нынешнее непростое для международных культурных контактов время. Оно же, хотя и зарубежье, но все-таки русское!