Представитель Минэкономики отметил, что с 2015 года доля градообразующих предприятий в экономике моногородов снизилась с 65 процентов до 41. Выручка всех предприятий, работающих на их территории, за этот период выросла вдвое (как и в среднем по стране) — с 8,5 трлн до 16 трлн руб. Снижалась и численность занятых на градообразующих предприятиях. Поэтому Минэкономики считает необходимым пересмотреть перечень моногородов, который не менялся с 2020 года. Сами критерии отнесения к моногородам пока сохраняются. Финансовую поддержку они будут получать еще и в рамках развития опорных населенных пунктов — в их списке 241 моногород.
Напомним, в 2014 году был создан Фонд развития моногородов. Он предлагал льготные займы местному бизнесу от 5 млн до 250 млн руб. под 0 процентов годовых для небольших проектов и от 250 млн до 1 млрд руб. под 5 процентов годовых для крупных, а также софинансирование совместно с регионом объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Сейчас, по оценке Минэкономики, критерию монопрофильности соответствует примерно 120 городов — это означает, что по большей части проблема диверсификации была решена: как за счет привлечения в города нового бизнеса, так и в силу закрытия самих градообразующих предприятий.
Критерии, по которым список будет обновлен, пока не обнародованы. В конце 2021 года Министерство экономического развития РФ предлагало вдвое сократить количество моногородов, чтобы усилить поддержку оставшихся. В частности, планировалось вычеркнуть из списка города, расположенные ближе 50 километров от столиц регионов. Предполагалось, что их жители могут трудоустроиться в центре, куда езды не более часа. Таким образом число моногородов сократится. Планировалось также снять ограничения на льготы для территорий опережающего развития. Но на фоне последствий пандемии и санкций от этой идеи отказались.
Пересмотреть перечень моногородов предлагают и в Минпромторге. Как заявил замглавы ведомства Иван Куликов, список моногородов последний раз корректировался в начале 2020 года, с тех пор многое изменилось. Минпромторг составил свой список. В нем 235 градообразующих предприятий, на которых трудятся 880 тыс. работников. По словам Ивана Куликова, «ряд предприятий находится в удовлетворительном состоянии или с наличием определенных рисков его ухудшения» (около 30 — под санкциями).
Минэкономики намерено в 2025 году пересмотреть перечень российских моногородов
Существует пакет мер для диверсификации экономики моногородов. В их числе — расширение строительства индустриальных парков за счет частных средств с последующим возмещением таких инвестиций из федерального бюджета. В Минэкономики считают, что сейчас требуется «максимально сконцентрировать средства федерального бюджета на поддержку проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций».
Финансирование Фонда развития моногородов сокращается. Но от программы целевой их поддержки никто не отказывается. Эта программа предполагает механизм беспроцентного кредитования. Желающие открыть бизнес в моногородах могут получить заем до 250 млн руб. на срок до 15 лет (при доле собственных средств не менее 20 процентов). Всего же в кредит планируется выдать 1,3 млрд руб.
В «красной зоне» сейчас находятся около 100 моногородов из 321. Чтобы город был отнесен к «красной зоне», в нем должны наблюдаться пять признаков напряженности: прекращение работы или процедура банкротства градообразующего предприятия; предстоящее увольнение 10 процентов его сотрудников; неблагополучный прогноз конъюнктуры рынка для предприятия; двукратное превышение уровня регистрируемой безработицы; негативная оценка ситуации жителями.
В «красной зоне» особо выделяются около двадцати городов, находящихся в самом тяжелом положении. Среди них муниципалитеты в Карелии и Кемеровской области, Тольятти, моногорода в Башкирии и Коми. Острее всего ситуация на градообразующих предприятиях автопрома, в транспортном машиностроении и на старых металлургических заводах.
«Проблема моногородов — двоякая, — говорит доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Савченко. — С одной стороны, созданы мощная инфраструктура и очень качественный человеческий капитал, а с другой — когда кончается какой-то технологический цикл, у властей возникает вопрос: чем людей занять?»
Примером успешного решения проблемы моногородов Савченко считает Комсомольск-на-Амуре: «Оттуда уезжали люди с высшим образованием, там было всего два завода. Требовалось найти альтернативу. И, как только в Комсомольске-на-Амуре стали появляться новые возможности для трудоустройства, мы закрепили там кадры. Создание в этом городе крупного технопарка проблему решило».
Список моногородов последний раз корректировался в начале 2020 года, с тех пор многое изменилось
Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может, но диверсифицировать производство в таких городах вполне реально. Например, в Пикалеве, где в 2009 году наблюдалась вспышка социальной напряженности из-за остановки глиноземного, цементного и химического предприятий, построены швейные цеха, где заняты около 300 человек. Уровень безработицы в Пикалеве сейчас составляет 0,74 процента и является одним из самых низких в регионе.