Согласно этому запросу, предлагается разрешить страховщикам восстанавливать автомобили, поврежденные в ДТП, за счет подержанных запчастей. Сейчас менее пяти процентов таких пострадавших авто отправляется в ремонт, поскольку рынок запчастей после санкций довольно сильно просел и зависит от сроков поставки комплектующих. Поэтому автосервисы просто зачастую отказываются принимать машины в ремонт, так как могут не успеть получить необходимые детали в установленный законом срок.
Отчасти эту проблему могли бы решить подержанные запчасти. Наиболее бьющимися считаются бампера, крылья, двери, капот. Такие запчасти можно найти и на разборках. Что владельцы подержанных автомобилей и делают. Тем более, что на конструктивную безопасность транспортного средства они не влияют. Зато, если страховщикам позволят такой путь, то использование подобных запчастей окажет большую пользу не только страховым компаниям, но и самим автовладельцам. Для большего их количества станет доступной такая услуга, как возмещение ущерба в натуре, то есть ремонтом. А при таком возмещении износ автомобиля не считается.
Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Владимир Баршев
Однако при таком подходе возникает масса вопросов. Кто и как будет выбирать подержанную запчасть? Кто будет давать на нее гарантию? Дело в том, что б\у запчасти у нас не сертифицируются. Их качество и возможность повторного использования никто не проверяет. И это не говоря о восстановленных узлах и агрегатах, например, усилителей руля. У нас вообще весь этот рынок находится в серой зоне. Торговля такими запчастями не запрещена, но их качество только на совести продавца.
Как говорит глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, исправные и годные к дальнейшей эксплуатации комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима), которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства, могут повторно использоваться при восстановительном ремонте транспортных средств. Эти компоненты не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных изготовителем транспортного средства, а узлы или агрегаты должны находиться в работоспособном состоянии.
Создание сферы использования при ремонте бывших в употреблении запасных частей позволит автовладельцам (а не только страховщикам) не тратить время на длительное ожидание новых запасных частей и получить услугу по ремонту «здесь и сейчас». Но для этого потребуется ввести технические требования для таких деталей.
В частности, сейчас речь не идет ни о тормозных, ни о рулевых системах. Кроме того, обсуждается возможность использования б/у запчастей только на автомобилях, которые старше 6 лет. Кстати, такая практика особенно актуальна для Дальнего Востока, где наибольшее количество автомобилей — японские и в возрасте. Ведь для них приобрести новую деталь на рынке практически невозможно. А подержанных соответствующих запчастей хватает. Поэтому там предпочитают получать страховое возмещение деньгами, чтобы чинить машины за свой счет б/у деталями. При этом еще даже что-то остается в кармане.
Однако эксперты считают, что такой острой необходимости в ремонте подержанными запчастями нет. Большинство машин на рынке отечественного производства. Бампера и фары для Lada и «Газелей» не требуется поставлять из-за рубежа. Стекла под все мыслимые модели машин выпускаются у нас. Так что, по мнению экспертов, это возможность занизить стоимость ремонта пострадавшей в аварии машины.
Но может не все так просто? На рынке действительно сейчас в большинстве своем отечественные и китайские автомобили. Но в эксплуатации до сих пор остается огромное количество и японских, и корейских, и европейский и даже американских моделей, причем далеко не новых. А с ними что делать? По-прежнему выплачивать пострадавшим деньгами с учетом износа в 50%?