— На одном отрезке, где асфальт клали в прошлом году, все было сделано по нормативам и поверхность выглядит крепкой. Но по ней активно ездят большегрузы с нерудными материалами. И местами дорога буквально раздавлена: там, где тонары заходят на поворот, полоса движения имеет глубокую просадку, края вдоль обочин можно снять руками! Есть участки, которые явно придется переделывать по гарантии. Но и это не решение вопроса. Если не разобраться с движением перегруженной техники из соседних карьеров, полотно долго не продержится, — рассказал член штаба отделения Народного фронта в Смоленской области, модератор тематической площадки «Безопасные качественные автомобильные дороги» Николай Яров.
Он подчеркнул, что в других регионах есть действенные программы по поддержанию сохранности автотрасс, и привел в пример Татарстан, где работает более 10 комплексов динамического весогабаритного контроля.
На другом участке той же дороги работы должны были идти в 2024-м, с мая по октябрь. Но уложить успели только нижний слой. Для верхнего, по данным «фронтовиков», не хватило материала. И в текущем году ремонт уже точно не завершат. А значит, «раздетая» дорога будет разрушаться. На ней уже видны провалы, трещины, сдвиги нижнего слоя — зародыши будущих ям.
— Самое обидное, что начали ремонт качественно: основание — гранитный щебень, материал для асфальтобетона правильный. Но после зимы этот слой покрытия придется, скорее всего, переделывать почти на всем протяжении участка, — пояснил Яров. — Мы считаем, что недопустимую ситуацию спровоцировало неграмотное планирование закупок со стороны бюджетного учреждения — СОГБУ «Смоленскавтодор». Имея два новых и незагруженных асфальтобетонных завода, нужно было своевременно закупить для них материалы, чтобы не допускать простоя в разгар сезона дорожных работ. Надеемся, что прокуратура проведет по выявленным нами фактам проверку и разберется, по чьей вине произошел срыв реализации нацпроекта на данном участке.
После зимы этот слой покрытия придется, скорее всего, переделывать почти на всем протяжении участка
В «Смоленскавтодоре» сообщили, что ремонт участка дороги Вязьма — Темкино — Нарытка закончат в 2025 году. Увеличение сроков объяснили тем, что проектно-сметную документацию нужно дорабатывать «в связи с возросшей транспортной нагрузкой, появившейся вследствие открытия в непосредственной близости нескольких карьеров». В обновленной ПСД намерены предусмотреть «локальное усиление дорожной одежды», благодаря чему верхний слой асфальтобетона не будет так разрушаться. «Повреждения на ранее отремонтированном участке устранят в рамках гарантийных обязательств», — заверили в СОГБУ.
В Темкинском районе ремонту подлежали еще два отрезка дороги. Один из них (Темкино — Власово — Федотково) значился в программе на 2023 год и не введен в эксплуатацию до сих пор. Срок исполнения продлевали до октября. Около пяти из 9,5 километра еще не доделано, а уже готовое полотно — неподобающего качества, его придется фрезеровать. На объект выделяли 222 миллиона рублей, заказчик — «Смоленскавтодор», подрядчик — ООО «ДМС».
— Известковый щебень, который применили при производстве асфальтобетона, — сомнительного качества и наверняка взят из местных карьеров. Мы подозреваем, что щебень по марке прочности — не более М800 (должен быть не менее М1000), так как видели под катком сплошные светлые пятна от камня, превращенного в пыль… Верхний слой покрытия во многих местах имеет неоднородную поверхность с продольными и поперечными трещинами. Там асфальт крошится даже руками, — отметил Николай Яров. — Обочины не отсыпаны. Перепады высот между ними и дорожным полотном — от 10 до 30 сантиметров. Барьерное ограждение отсутствует, на заездных карманах для автобусов не уложен верхний слой покрытия и нет разметки, не обустроены пешеходные переходы, нет дорожных знаков. До конца года доделать все это вряд ли удастся, то есть объект нацпроекта из плана 2023 года перейдет уже на 2025-й!
В задание на ремонт другого, 20-километрового участка дороги Вязьма — Темкино включили обустройство восьми автобусных остановок там, где пассажиров нет (с заездными карманами, тротуарами длиной 200 метров…), и озеленение обочин с посевом травы — в местности, где ее предостаточно.
— Чем можно объяснить такую расточительность, если не желанием увеличить цену контракта за счет работ, которые заведомо не будут выполнены? Для кого эти остановки делать — для лосей? Для сравнения: на другой дороге обустройство остановки не проводилось, хотя в 500 метрах находится деревня. На обочине стоит старый покосившийся павильон. Спасибо, хоть озеленять ее не стали, — добавил Яров.
Напомним, смоленское отделение ОНФ неоднократно предавало огласке проблемы с реализацией прошлогодней программы дорожного ремонта. В том числе — в сотрудничестве с «РГ». Судя по новостям с мест, выводы не были сделаны и дорожники наступили на привычные грабли. «Фронтовики» обратились к прокуратуре региона с просьбой проверить качество проектной документации и работ, проведенных в рамках нацпроекта «БКД».
Тем временем
По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области, в 2024 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в регионе отремонтировали 287 километров полотна. Среди наиболее дорогостоящих объектов — 21,8 километра дороги Вязьма — Темкино (соединяет несколько деревень Темкинского района между собой и с райцентром), 19,7 километра трассы Рославль — Ершичи, 18,4 километра на маршруте Ярцево — Духовщина (ведет к федеральной трассе М-1 «Беларусь»). На федеральном уровне регион назван в числе лидеров по реализации нацпроекта «БКД» по итогам 2024 года.