Китай ежегодно потребляет свыше 1,6 млрд литров вина. Но если перевести их на душу населения, получается немногим более литра на человека в год. Вино — не самый популярный здесь напиток. Импорт его в последние годы снижается: сыграли роль ковидные ограничения, регулирующие меры в отношении вина Новой Зеландии и Австралии, снижение доходов населения. В стране растет потребление традиционных для Азии напитков: саке, соджу. Но в этом году поднялись и продажи российского вина. Пока в литрах эти результаты выглядят скромно, однако эксперты расценивают ситуацию как открывшееся окно возможностей. Как не дать ему захлопнуться, а распахнуть еще больше?
Выходя на китайский рынок, важно понимать, говорят эксперты, что словосочетание «российское вино» китайцам почти неизвестно, в отличие от водки, которую гораздо легче продвигать и продавать в Китае. «Также там придают большое значение брендам. Особенно те, кто предпочитает линейку премиального вина», — делится опытом Марина Бюрнье. Вместе с супругом Рено Бюрнье, гражданином Швейцарии, они 25 лет назад основали российскую компанию органического виноделия. С тех пор продают свои напитки в разных странах, включая Китай. «Нам нужно активнее работать с китайскими национальными школами виноделов, чтобы они знали нашу продукцию», — считает Марина.
Слова «российское вино» китайцам почти неизвестны. Наша страна у них больше ассоциируется с водкой, которую продавать в Китае гораздо легче
Сухому вину китайцы предпочитают сладкое. А лучше всего продажи идут, когда их через стримы продвигают видеоблогеры, делится другой эксперт. «70-90% нашего экспорта приходится на Китай», — рассказала директор по маркетингу Анастасия Шамрицкая. Специально для рынка КНР компания производит линейку десертных напитков. Но, чтобы увеличить продажи, отмечает она, нужно более активно продвигать вина в информационном пространстве Китая. Участвовать в выставках, проводить фестивали российского вина, показывать рекламные ролики.
Такую возможность отечественным производителям дает Российский экспортный центр (РЭЦ). «Мы работаем с 17 маркетплейсами, большинство из них находятся в Китае, — рассказал руководитель проекта РЭЦ по поддержке экспорта АПК Александр Морев. — В шести странах у нас дегустационно-информационные павильоны. В Китае их три. Основной шоурум располагается в Шанхае». На этих площадках наши производители могут бесплатно презентовать свою продукцию. Через центр можно возместить затраты на сертификацию экспортной продукции, участие в зарубежных выставках. И застраховать кредиты на экспортные операции.
В сентябре в китайском Сиане прошла международная выставка «Шелковый путь», где впервые на экспозиции «Путь российского вина» была представлена продукция восьми российских винных компаний с целью их продвижения на китайском рынке. Наш павильон виноделия посетили около 800 тысяч человек. До конца года в Китае пройдет еще несколько крупных промышленных выставок и деловых форумов. Так что у российских компаний, похоже, действительно открывается окно возможностей на рынке Поднебесной.