Актуально
Вт. Ноя 26th, 2024

Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

By Admin Ноя26,2024 #Общество
Авиавласти и производитель проверяют весь парк санитарных вертолетов «Ансат» после аварии в Нижегородской области в октябре. Такие вертолеты выполняют санитарные вылеты по госконтрактам с регионами.
Вертолет «Ансат»
Вертолет «Ансат» (Фото: Abdul Razak Latif / Shutterstock)

Росавиация предписала российским вертолетным операторам и Казанскому вертолетному заводу (входит в «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех») проверить весь парк легких многоцелевых вертолетов «Ансат» после аварии такого воздушного судна в Нижегородской области в октябре. Об этом говорится в директиве федерального агентства, с которой ознакомился РБК (о проверке ранее также сообщал Telegram-канал «Авиаторщина»).

Почему начались проверки 

Причина проверок — авария с медицинским «Ансатом», которая произошла 22 октября в районе населенного пункта Малая Овсянка Семеновского городского округа Нижегородской области. Вертолет «Национальной службы санитарной авиации» (НССА; предприятие «Ростеха») совершил грубую посадку в лесной массив. На борту находились два члена экипажа и три пассажира (два медработника и пациент), сообщала Росавиация. В результате грубой посадки три человека были травмированы, а вертолет поврежден.

Что проверяют 

Замруководителя регулятора Андрей Добряков потребовал провести проверки на вертолетах модели «Ансат-СК» (модификация для санитарной авиации) — незамедлительно, и на базовой модели «Ансат» — в течение ближайших 25 летных часов, следует из директивы. Проверить требуется хвостовые редукторы и лопасти рулевых винтов, даже тех, — которые находятся на складах эксплуатантов. «Выполнить визуальный осмотр лопастей, проверку состояния резинового слоя накладок на отсутствие повреждений, состояние законцовок и оковок лопастей, выполнить контроль отсутствия непроклеев резинового слоя накладок и оковок…», — говорится в техническом решении к директиве.

В ходе расследования был проведен осмотр вертолета и обнаружено разрушение хвостового редуктора ХР-23 и отсутствие ряда элементов лопастей рулевого винта, сообщал Межгосударственный авиационный комитет (МАК), на письмо которого ссылается директива. МАК еще не публиковал отчетов по этому происшествию.

«Как основная сейчас рассматривается версия, что из-за плохого качества резины отлетела накладка на лопасти рулевого винта. Возникшие нерасчетные вибрации разрушили хвостовой редуктор. Потеря путевой управляемости привела к аварии», — рассказал источник РБК в одной из компаний-эксплуатантов. Сейчас по директиве Росавиации от полетов и дежурств отстранено более 40 вертолетов, которые должны пройти через ремонт в заводе, отметил собеседник. Все они числятся в парке НССА.

Другой собеседник РБК, знакомый с ситуацией, уточнил, что проблема действительно выявлена в конструкции рулевого винта. «Проблема в оковке лопасти винта. Из-за этого лопасть может расслаиваться, что вызывает нерасчетные вибрации», — добавил он.

Что говорят эксплуатанты 

Представитель НССА подтвердил РБК, что комиссией МАК при расследовании инцидента в Нижегородской области были обнаружены разрушения хвостового редуктора и дефекты рулевого винта. «В целях обеспечения безопасности полетов Росавиация выпустила директиву о проверке всех вертолетов типа «Ансат» и их модификаций. Наши партнеры из холдинга «Вертолеты России» оперативно проводят проверку всех машин. В ряде случаев выявлены недочеты, которые устраняются», — пояснил он.

В компании назвали ситуацию сложной, полеты фактически остановлены до завершения всех проверок. Резерв воздушных судов данного типа есть, продолжают в НССА, но он недостаточен. «Стороны предпринимают все возможные меры для продолжения выполнения санитарных заданий», — заверил представитель эксплуатанта.

Всего с 2019 года пилоты НССА выполнили более 40 тысяч экстренных медицинских эвакуаций. В результате чего удалось спасти более 42 тысячи пациентов, из них более 5 тысяч детей. В 2024 было выполнено более 8 тысяч вылетов, добавили в компании.

Представитель «Вертолетов России» лишь сообщил, что в рабочем порядке проводятся проверки вертолетной техники совместными бригадами завода и эксплуатанта (НССА).

«Мы внимательно следим за развитием ситуации. Совместно с Росавиацией, НССА и «Вертолетами России» прорабатываем меры, которые позволят снизить остроту вопроса с выполнением полетов санитарной авиации в регионах», — добавили в пресс-службе госкорпорации «Ростех».

В ассоциации вертолетной индустрии напомнили, что дефект лопастей рулевого винта на «Ансатах» был обнаружен также в прошлом году. «Этому предшествовали два события. 17 мая на послеполетном техобслуживании санитарного вертолета выявили отсутствие оковки лопасти рулевого винта. А через три дня во время полета другого «Ансат-СК» в районе рулевого винта появилась ощутимая вибрация (дисбаланс), командир выполнил благополучную посадку, после которой было обнаружено отсутствие двух оковок лопасти», — сообщили в организации. Тогда после проверок выявили непроклей оковок вместе с резиновым слоем накладки на лопастях из-за низкого сцепления поверхностей разнородных тел. Выпущенная в 2023 году директива авиавластей также предписывала выявлять непроклеи и отправлять винт на заводской ремонт.

По данным Росавиации по состоянию на начало ноября, 12 «Ансатов» числятся также в парке «Русских вертолетных систем», три машины — в парке компании «Баргузин», две — у «Вяткаавиа», еще две машины эксплуатирует «Костромское авиапредприятие».

Главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров отмечает, что вылеты санавиации могут выполняться также на Ми-8, однако эта машина среднего класса и у нее более высокая стоимость летного часа. «Этот вертолет не для перевозки одного больного пациента, не для экстренной и быстро эвакуации. Либо она может предназначаться и для одного пациента, но летает с оборудованием на борту. Туда поместиться целая бригада медиков», — поясняет эксперт. Поэтому заменить весь парк «Ансатов» сложно, отметил Гусаров.

Жесткость директивы объясняется тем, что это уже повторно выявленный дефект, который вновь привел к аварии, рассуждает Гусаров. «Кроме того, самое неприятное в том, что если лопасти уже проработали с дефектом, то они разрушали редуктор. Перебрать все редуктора — достаточно технически серьезна задача», заключил он.

Читайте РБК в Telegram

Источник РБК

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *