Актуально
Вт. Ноя 26th, 2024

«Росводоканал» предложил привязать пени по долгам за ЖКХ к ставке ЦБ

By Admin Ноя26,2024 #Бизнес
«Росводоканал», крупнейший частный оператор водоснабжения, считает, что размер пени за долги по ЖКХ должен соответствовать ключевой ставке ЦБ. Сейчас есть случаи, когда компании используют ставку в 9,5% и «уходят» на депозиты.
Максим Широков
Максим Широков (Фото: Андрей Любимов / РБК)

«Неплатежи [россиян по оплате за коммунальные услуги] есть, естественно, и это нормально», — рассказал в интервью РБК Максим Широков, председатель совета директоров ГК «Росводоканал». — Но любой неплатеж, особенно в тарифном бизнесе — это мгновенно подрезает нам крылья. Вопрос — как с этим работать? Есть крайняя мера — ограничение ресурса, но мы практически ее не применяем, стараемся работать на «дальних подходах» — работаем активно по предупреждению задолженности в досудебном порядке, коммуницируем с клиентами, напоминая о необходимости заплатить, улучшаем работу центров обслуживания клиентов».

Чем занимается «Росводоканал»

ГК «Росводоканал» с 2003 года входит в периметр активов «Альфа-Групп». На текущий момент, по собственным данным, предприятия обеспечивают водой 7,2 млн жителей в Архангельске, Барнауле, Воронеже, Краснодаре, Липецке, Омске, Оренбурге, Орске, Южно-Сахалинске, Тихорецке, Томске, Тюмени и Тюменском районе. На долю «Росводоканала» приходится 30% рынка водоснабжения и водоотведения, обслуживаемого частными операторами.

Размер совокупного долга россиян по оплате за коммунальные услуги снизился за последние два года и на октябрь 2024-го составлял 833 млрд руб., приводил данные глава Минстроя Ирек Файзуллин. «Собираемость [платежей за ЖКХ] увеличилась до 101% [год к году] в среднем по стране», — отмечал министр.

По словам Широкова, собираемость прошлых лет в среднем у «Росводоканала» складывалась на уровне 98%. При этом он отмечает, что «процесс взыскания усложняется и становится дороже для компании»: «С марта 2023 закрыт доступ к персональным данным в Росреестре (служба ограничила предоставление информации из Единого государственного реестра недвижимости, получить эти данные можно только с согласия собственника. — РБК). С сентября уже этого года произошел ряд изменений в действующем законодательстве, который повлиял на удорожание процедуры взыскания долга через суд. Были почти кратно увеличены пошлины при обращении в суд. Раньше пошлина составляла — от 200 рублей, сейчас — от 2 тыс. рублей и выше».

Собеседник РБК рассказал, что компания вместе с другими участниками рынка подготовила ряд мер, позволяющих улучшить собираемость в сфере ЖКХ, и передали их на рассмотрение в Госдуму, в Минстрой и в правительство: «Мы предлагаем ввести обязанность граждан передавать необходимые персональные данные в ресурсоснабающую организацию при заключении договора снабжения, отладить механизм уведомления должников о приказном производстве, развивать институт исполнительной надписи нотариуса при взыскании за услуги ЖКХ в рамках тарифных расходов, изменить расчет пени от действующей ключевой ставки ЦБ РФ, расширить возможности по отключению должников. А также провести пересмотр нормативов потребления воды и повышающих коэффициентов как эффективных инструментов стимулирования абонентов к установке приборов учета».

Как пояснили РБК в «Росводоканале», «долги [населения] копятся, взыскать их крайне сложно»: «При этом при расчете пени используется ставка 9,5%, в то время как на данный момент ключевая ставка составляет 21%. Юридические лица используют эту разницу в ставках и вместо оплаты услуг размещают средства на депозитах. Очевидно, что размер пени должен соответствовать ключевой ставке ЦБ и необходим механизм, постоянно коррелирующий пени и ставку». По словам представителя компании, инициатива направлена «на стимулирование в первую очередь юридических лиц к своевременной оплате и исключения возможности для отвлечения средств, которые некоторые юрлица вместо оллпаты услуг ЖКХ используют фактически для своего обогащения».

Все предложенные компанией инициативы «направлены на дополнительную защиту добросовестных плательщиков»: «Важный вопрос — нормативы потребления воды, — продолжает собеседник РБК. — Сегодня норматив, как правило, не превышает среднюю величину потребления. Некоторые потребители намеренно отказываются от установки приборов учета или даже намеренно выводят их из строя, чтобы использовать больше воды, а платить меньше». По его словам, явление стало носить «системный характер», поэтому нужно пересматривать нормативы потребления воды в сторону увеличения и применять повышающие коэффициенты, если абоненты не готовы к установке приборов учета.

Читайте РБК в Telegram.

Источник РБК

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *