Актуально
Вт. Ноя 26th, 2024

КС РФ защитил право работника по совместительству на выплаты при сокращении

26 ноября 2024
КС РФ защитил право работника по совместительству на выплаты при сокращении
© fizkes / Фотобанк 123RF.com

Статья 318 ТК РФ, устанавливающая государственные гарантии работникам при увольнении из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает, что (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2024 г. № 54-П):

  • в случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности (штата) работников, превышает 1 месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает 2 месяца, – за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц;
  • в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.

Гражданин, получивший отказ в выплате среднего заработка за период трудоустройства в связи с тем, что на момент увольнения и после него он работал по совместительству у другого работодателя, оспорил конституционность приведенных законоположений.

КС РФ пояснил, что при увольнении с основного места работы по любым основаниям трудовой договор по совместительству при отсутствии соглашения сторон об изменении его условий не может быть признан трансформированным в договор об основной работе, а работа по совместительству юридически не может признаваться для работника основной, даже если после его увольнения она становится единственной и будет оставаться таковой в течение некоторого времени.

Поскольку увольнение с основной работы обычно приводит к утрате части (причем нередко весьма существенной) совокупного трудового дохода работника, продолжение выполнения им оплачиваемой работы на условиях ранее заключенного трудового договора о работе по совместительству не исключает необходимости поиска данным работником иной работы, которая стала бы для него основным местом работы, а получаемая в связи с этим заработная плата – основным источником дохода.

Поиск такой работы, как правило, занимает достаточно длительное время. В связи с этим работник объективно нуждается в материальной поддержке и потому не может, по общему правилу, лишаться права на предоставление предусмотренной законом гарантии в виде выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства.

КС РФ признал части вторую и третью статьи 318 ТК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, лишают работника, уволенного из организации, расположенной в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, права на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства лишь по причине того, что этот работник продолжает выполнять иную оплачиваемую работу у другого работодателя, которая на момент увольнения с основной работы являлась для него работой по совместительству.

Поскольку части вторая и третья статьи 318 ТК РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, находятся в неразрывной связи с аналогичными по содержанию общими нормами ТК РФ, а именно с частями второй и третьей его ст. 178, правовые позиции, сформулированные в рассматриваемом постановлении, должны распространяться и на указанные общие нормы.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Источник ГАРАНТ РУ

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *