Банк России разрешил кредитным организациям еще на год — до 31 декабря 2025 года — не раскрывать «чувствительную к санкционному риску информацию», следует из сообщения ЦБ. К ней относятся сведения о структуре собственности и лицах, входящих в органы управления вроде правления или наблюдательного совета, а также данные о реорганизации банков или других существенных фактах их деятельности.
Банк России впервые допустил такие ограничения на раскрытие информации о кредитных организациях в марте 2022 года, после начала российской военной операции на Украине и последовавших за ней масштабных западных санкций. Тогда же ЦБ удалил данные о собственниках банков со своего сайта. С тех пор мера продлевалась несколько раз.
ЦБ также разрешил банкам до конца 2025 года публиковать финансовую отчетность с изъятиями, то есть не включать в нее «чувствительные к санкционному риску» данные.
Другие послабления от ЦБ для банков
Регулятор сохранил еще на год послабления по кредитованию бизнеса в новых регионах — Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях. По некоторым ссудам таким клиентам кредиторы могут применять минимальный резерв в 1% или вовсе снижать его до нуля при наличии «надежного обеспечения». Кроме того, банкам разрешается не учитывать отдельные регуляторные требования по таким кредитам — например, оценивать качество обслуживания долга по ссуде как хорошее до наступления сроков платежей.
До конца 2025 года российские банки по-прежнему могут не выполнять обязательства по собственным субординированным инструментам «перед лицами из недружественных стран», если такие пассивы будут выделены вместе с заблокированными активами на отдельное юридическое лицо. Речь идет о специальной реорганизации, позволяющей участникам рынка снимать заблокированные из-за санкций активы и пассивы с баланса. Ее уже проводили Совкомбанк, МКБ и ВТБ. Аналогичные планы были у Сбербанка.
Какие льготы для банков продлеваться не будут
Банк России также объявил о прекращении послаблений, которые «выполнили свою антикризисную роль». Сворачивание этих льгот представители ЦБ уже анонсировали ранее. Среди них:
- более мягкие правила расчета нормативов концентрации (Н6, Н7, Н21, Н22: Н25) в отношении заемщиков под санкциями.
Нормативы концентрации ограничивают возможности банков кредитовать крупных клиентов или группы связанных лиц. С 2018 года кредиторы при расчете таких нормативов могли применять по ссудам подсанкционным клиентам льготный риск-вес (50%) и не объединять их в группу связанных заемщиков. Мера позволила банкам, готовым работать с заемщиками под санкциями, несмотря на риск вторичных санкций, кредитовать их, пояснил ЦБ.
«К настоящему времени ситуация изменилась. Наличие у заемщика санкционного статуса уже не оказывает существенного влияния на принятие банками решения о финансировании», — аргументировал ЦБ намерение отменить льготу.
При этом регулятор разрешил банкам с 1 января 2025 года распределять риски концентрации по некоторым требованиям не на заемщиков, а частично на их гарантов или поручителей вроде ВЭБ.РФ или «Дом.РФ»;
- право не ухудшать оценку качества ссуд, если финансовое положение заемщика пострадало из-за санкций.
«Мера вводилась в 2018 году, чтобы облегчить рефинансирование внешнего долга санкционных заемщиков, и позволила им адаптироваться к изменившимся условиям. Ее отмена не окажет большого влияния на обязательные нормативы кредитных организаций (КО)», — указал ЦБ;
- возможность использовать старые рейтинговые оценки для расчета некоторых нормативов.
Речь идет о рейтингах кредитоспособности от международных кредитных рейтинговых агентств, присвоенных до 1 февраля 2022 года. Банк могли их использовать для расчета показателя краткосрочной ликвидности и норматива краткосрочной ликвидности. Сейчас эти же нормативы можно рассчитывать, опираясь на оценки национальных рейтинговых агентств;
- возможность учитывать в капитале замещающие суборды вместо евробондов.
По указу президента от 5 июля 2022 года № 430 российские юрлица, в том числе банки, были обязаны исполнить обязательства перед владельцами еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, путем размещения замещающих облигаций. ЦБ разрешал кредитным организациям включать в капитал новые бумаги, чтобы нормативы достаточности банков не пострадали.
«Мера действовала более года, и те кредитные организации, которым это требовалось, обменяли свои субординированные еврооблигации на локальные выпуски без негативного влияния на капитал и нормативы достаточности капитала», — сообщил ЦБ.