Белые листы — образ тишины и молчания. С умения слушать тишину начинается умение слушать музыку. Об этой «музыке тишины» и о том, что композитор — проводник музыки, уже существующей в мире, напоминает название этого проекта. Эта мысль была дорога Шнитке, который был одним из интереснейших мыслителей ХХ века.
Куратор Андрей Райкин эту идею кладет в основу экспозиции. Название повторяет название знаменитого одноактного балета Джона Ноймайера на музыку Шнитке. Премьера балета «Звуки пустых страниц» состоялась в апреле 2001 года в Мариинском театре. Шнитке и Ноймайер были дружны, и свой балет Ноймайер посвятил другу, ушедшему в 1998 году. С воспоминания о том балете и открывается проект в Саратовском музее им. А.Н. Радищева. На чистые листы с нотным станом проецируется видео спектакля Мариинского театра на музыку Шнитке. Эта инсталляция — как музыкальный ключ ко всей выставке.
На выставке можно увидеть фотографии, нотные рукописи, книги из библиотеки Альфреда Шнитке. Но контекст проекта определяется интересами великого композитора, поэтому здесь представлены скульптуры, музыкальные инструменты, гравюры XVIII-XXвеков. И, конечно, на выставке звучит музыка — и в наушниках зрителей, и в залах. Абсолютно разная, она позволяет прикоснуться к творчеству Шнитке, к его звучащей вселенной. У каждого зрителя возникает свой образ этого блистательного экспериментатора, философа, гениального музыканта и композитора.
Как почти всякий гений, который не вмещался в свой век, Шнитке был трагической фигурой. В этом смысле образ ненаписанной музыки отсылает не только к тишине природы. Так и образ «звуков пустых страниц» рифмуется не только со знаменитым произведением Джона Кейджа «4’33», но и с трагедиями ХХ века. А поскольку «трещина мира проходит через сердце поэта», то тишина может становиться и немотой разрыва и сердечной боли.
Впрочем, если прав Шнитке и вся музыка уже существует в мире, пусть даже неуслышанная и незаписанная, это значит, что она рано или поздно зазвучит. На этой ноте и завершается выставка. Мы видим две видеопроекции, где выдающиеся музыканты исполняют музыку Шнитке. Но видео демонстрируются без звука. На оркестровых пюпитрах стоят пустые нотные страницы как символ ненаписанной музыки. А в зале тем временем уже звучат другие произведения Шнитке. Вся выставка выстроена удивительно тонко, как музыкальный палимпсест.
P.S. Выставка «Альфред Шнитке. Звуки пустых страниц» стала одним из первых событий в регионе Всероссийского проекта «Музейные маршруты России». И это более чем логично. Для Шнитке, который родился в городе Энгельсе в 1934 году, саратовская земля родная. Нынешняя выставка в легендарном художественном музее им. А.Н. Радищева не только дань памяти знаменитого земляка, но и напоминание о богатстве традиций и культур этого региона.