Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

Минюст США предложил Google продать браузер Chrome. Что это значит

Для устранения монополии Google Минюст США предложил компании продать браузер Chrome. Если сделка состоится, она станет чувствительной для компании. Но на российский рынок интернет-рекламы вряд ли окажет какое-либо влияние

В среду, 20 ноября, Минюст США направил в Федеральный суд округа Колумбия свои рекомендации по делу об устранении монополии Google на рынке поисковиков. Ведомство предлагает компании продать браузер Chrome, а также на пять лет отказаться от инвестирования или покупки активов в области поиска и поисковой рекламы, в том числе, на основе искусственного интеллекта.

В документе Минюст отмечает, что Google более десяти лет удерживал свою монополию на рынке поисковиков и текстовой рекламы, используя антиконкурентные практики. По версии министерства, компания манипулировала контролем над операционной системой Android и браузером Chrome, чтобы Google стал практически универсальной поисковой системой по умолчанию, а поиск — единственной точкой доступа в сеть, с помощью которой компания собирала данные о пользователях и улучшала таргетинг рекламы.

В августе суд по иску Минюста признал Google монополистом среди поисковиков. Суд установил, что в 2021 году Google заплатила $26,3 млрд Apple, Samsung и другим производителям за то, чтобы поисковая система компании стояла по умолчанию на их устройствах. Эта сделка позволила Google повысить цены на онлайн-рекламу.

В своей нынешней рекомендации Минюст указал, что наиболее простым способом решить вопрос с монополией Google было бы продать операционную систему Android. Таким образом, компания потеряла бы возможность использовать эту платформу для ограничения своих конкурентов в сервисе поиска. Но, как пишут авторы документа, они понимают, что такое требование может вызвать существенные возражения со стороны Google или других участников рынка. В качестве альтернативы продаже Android Минюст предложил ряд поведенческих мер, которые могут ослабить возможности Google использовать контроль над Android для поддержки своих сервисов и ограничения конкурирующих. Среди рекомендаций Минюст предлагает предусмотреть меры правовой защиты, которые за некоторым исключением будут действовать 10 лет — тот же срок, на который Google «заморозил [развитие конкурентной] поисковой экосистемы». Эти меры должны среди прочего:

  • исключить для Google соглашения с третьими сторонами, предполагающими выбор его поиска по умолчанию на тех или иных устройствах. Также любая сделка по покупке конкурирующих компаний или долей в них в сегментах поиска и поисковой рекламы должна проходить с одобрения США;
  • гарантировать, что Google не сможет предоставлять своему поиску преимущественный доступ к другим своим продуктам или услугам, включая Android, видеохостинг YouTube и чат-бот с искусственным интеллектом Gemini;
  • обязать Google сделать поисковый индекс доступным по минимальной цене для конкурентов, в том числе потенциальных; предоставлять конкурентам как пользовательские, так и рекламные данные в течение 10 лет, бесплатно, на недискриминационной основе и с надлежащими гарантиями конфиденциальности и др.

Предполагается, что в ближайшие месяцы свои предложения по устранению выявленной в августе монополии представит Google, а окончательное решение по этому делу суд должен вынести до августа 2025 года.

Что значит Chrome для Google

По данным сервиса StatCounter, Chrome занимает 66% мирового рынка браузеров, а через поиск Google, который по умолчанию интегрирован в браузер, обрабатывается почти 90% поисковых запросов. Аналитик Bloomberg Intelligence Мандип Сингх оценил стоимость Chrome в случае продажи в $15-20 млрд.

Google отслеживает активность пользователей в Chrome и применяет эти данные для более точной настройки рекламы, которая приносит ей основную часть дохода. В третьем квартале этого года подразделение поиска Google принесло Alphabet $49,4 млрд или 56% выручки. Браузер является основным источником трафика для поисковой системы, также Google использует Chrome как точку входа для Gemini и почтового сервиса Gmail.

Основатель LiveInternet Герман Клименко отметил, что сейчас «браузер — это точка входа в сервис», поэтому Chrome является важнейшим продуктом для Google. «Дело даже не столько в браузере, а в том, какой поисковик в нем предустановлен», — указал эксперт. Он напомнил об истории, которая произошла с Microsoft и браузером Internet Explorer. В 2001 году суд постановил, что операционная система Windows тесно связана с собственным браузером Internet Explorer, что привело к вытеснению с рынка браузеров конкурента Microsoft — компании Netscape. В результате Microsoft была вынуждена упростить процесс размещения софта в Windows для других компаний. «Если бы Microsoft не был разделен с Internet Explorer физически, то, наверное, сейчас Chrome бы и не было», — считает Герман Клименко. В то же время он уверен, что юристы Google хорошо изучили описанный случай и его не повторить. «Даже, если браузер и будет продан, компания сделает всё, чтобы на какое-то время сохранить связку с поисковиком Google, оговорить другие варианты сотрудничества», — рассуждает Клименко.

Будет ли влияние на пользователей в России

По данным Liveinternet, Google Chrome занимает 46,8% на российском рынке. За ним следуют «Яндекс Браузер» (32,8%) и Safari (11,8%). Впрочем, сам «Яндекс» со ссылкой на данные своего сервиса «Яндекс Радар», недавно заявил, что его браузер стал лидером в России. На начало ноября его доля составляла 36,8%, у Chrome — 30,5%, у Safari — 17,5%.

Основная доля рекламных поступлений Google формировалась от монетизации YouTube, которая была отключена для российских пользователей после начала специальной военной операции на Украине. Кроме того, в 2022 году Google Ads приостановил работу в России. Это не лишило рекламодателей возможностей продвижения на площадке, но существенно ограничило их. В 2024 году полностью прекратил работу в России и сервис контекстной рекламы Google AdSense. Источник РБК на рынке рекламы говорит, что российские юрлица сейчас стараются не размещать рекламу в Google, поскольку сама компания не позволяет таргетировать ее на российскую аудиторию даже для иностранных клиентов, а местное юрлицо — ООО «Гугл» — признано банкротом.

О том, что сервисы интернет-рекламы Google на российском рынке закрыты, говорит и управляющий директор по электронной коммерции и цифровому развитию группы компаний «Игроник» Александр Солонин. На пользователях из России ситуация с продажей Chrome в связи с этим никак не отразится, считает он.

Аналогичное мнение у гендиректор NMi Digital (NMi Group) Анны Планиной. На 2022 год доля Google Ads составляла до 50%, принося российским компаниям более 20% всего рекламного трафика, сейчас официальная статистика не ведется, но доля за последние два года «однозначно сократилась» из-за большого количества сложностей при запуске рекламных кампаний, отметила она.

По словам исполнительного директора по цифровым коммуникациям рекламного агентства PHD Марии Литошиной, рыночную долю Google в российском сегменте интернет-рекламы сейчас оценить сложно. «Если допустить гипотетическую продажу Chrome, то влияние этого события на российский рекламный рынок зависело бы от множества факторов, в первую очередь от того, кому перешел бы сервис и как новый владелец изменил бы его работу», — рассуждает Литошина.

Читайте РБК в Telegram.

Источник РБК

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *