Специалисты колледжа сестринского дела имени Рори Майерса при Нью-Йоркском университете озадачились изучением того, насколько вреден может быть диабет второго типа для молодых людей. Выяснилось, что если он диагностируется у молодых, то у них растут риски развития деменции в сравнении с людьми зрелого возраста, которые узнали о своём диагнозе. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS ONE.
Сам по себе диабет является фактором риска развития деменции. Однако теперь появляется дополнительное уточнение, что для молодых эндокринное заболевание опаснее. Точный механизм связи непонятен, но есть предположение, что причина кроется в том, что высокий уровень сахара крови и резистентность к инсулину становятся причиной воспаления, которое отмечается и в мозге.
И если раньше диабет второго типа был преимущественно у людей в возрасте, то сейчас он заметно помолодел. По статистике, каждый пятый человек в мире с диабетом — моложе 40 лет.
Для изучения связи возраста постановки диагноза и потенциального риска развития деменции изучали данные 1213 человек в возрасте 50 лет и старше с диабетом и без деменции за 14 лет. У 216 испытуемых развилась деменция за период наблюдений.
Было определено, что у тех, у кого диабет второго типа был диагностирован в молодом возрасте, риск развития деменции больше, чем у тех, у кого он был установлен в возрасте за 70 лет. Те, у кого диабет был диагностирован до 50 лет, в 1,9 раза чаще имели риски развития деменции в сравнении с диабетиками в возрасте 70+. Кто получил диагноз в возрасте 50-59 лет, имели риски в 1,72 раза больше, а те, кому диагностировали «сахарное заболевание» в 60-69 лет, рисковали в 1,7 раза больше.
Была построена и линейная связь: на каждый год, что человек моложе на момент постановки диагноза «диабет», риск деменции у него увеличивается на 1,9%.
Почему у молодых более сложная ситуация? Как предполагают учёные, это может быть связано с тем, что люди среднего возраста меньше следят за уровнем сахара в крови, не контролируют инсулинорезистентность. Добавляет проблем и ожирение.
При подготовке материала использованы следующие источники:
<!—Расположение: —>