Власти Курганской области на днях отчитались: регион укрепил лидерские позиции по производству зерна на душу населения. По оперативным данным, собрано около двух миллионов тонн зерна, урожайность – 20 центнеров с гектара (в 2023-м – 15,6). Предварительно доля продовольственной пшеницы оценивается более чем в 75 процентов.
Между тем для внутреннего потребления Зауралью достаточно 800-900 тысяч тонн. Но что делать с сельхозугодьями, площадь которых – 4,5 миллиона гектаров, в том числе 2,3 миллиона пашни? Причем многие аграрии прислушались к рекомендациям регионального правительства и увеличили в этом году посевные площади, тем более что это поощряют рублем: половину затрат на проведение культуртехнических мероприятий на ранее неиспользуемой пашне компенсирует государство.
Конечно, каждый при этом рассчитывал выгодно продать урожай, в том числе на экспорт. Однако текущие цены на зерно не позволяют даже окупить затраты на его производство, сетуют крестьяне. Тонна пшеницы 3 класса стоит 11 тысяч рублей, 4-го – 8659, 5 класса – 7678, ячмень – 8186. В прошлом году цены были выше. Вдобавок сужается рынок сбыта: введенный в 2023-м запрет на ввоз российской пшеницы на территорию Казахстана, основного торгового партнера курганских хозяйств, продлен до конца года.
Власти, конечно, не оставили сельхозпроизводителей один на один со своими проблемами, но перелома в реализации зерна пока не произошло.
– При областном департаменте АПК работает штаб, который рассматривает обращения, в том числе по сбыту продукции, – сообщил на заседании комитета по аграрной политике и природным ресурсам облдумы исполняющий обязанности директора департамента Антон Притчин. – Оперативно информируем сельхозпроизводителей о планируемых закупках элеваторов, птицеводческих хозяйств соседних регионов. В соцсети создана группа, где ежедневно обсуждаем эти вопросы. За последние две недели зафиксировано небольшое увеличение закупочной цены на пшеницу 4-го класса и ячмень. Что касается экспорта в Казахстан, есть надежда, что в 2025 году ограничения будут сняты.
Но до следующего года, как говорится, надо еще дожить. А что делать аграриям сейчас? Экспортное направление осталось одно – Китай. Наше зерно там пользуется спросом, но есть проблема: его нужно отправлять в контейнерах, а в Зауралье этот процесс не налажен. Поэтому производители отгружают зерно из соседних регионов, затрачивая много времени, сил и средств. Как рассказал председатель облдумы Дмитрий Фролов, сначала нужно привезти порожний контейнер из Тюмени, заполнить его, потом отправить обратно, там погрузить на контейнерный поезд, получить согласование… Чтобы наладить такую систему в Кургане, необходимо оборудовать контейнерную площадку, лицензировать ее, организовать контроль качества.
– Производители зерна имеют желание продать свою продукцию, которая у некоторых осталась еще с прошлого и даже с позапрошлого года. Железнодорожники готовы организовать отгрузку в Китай. Но вопросы не урегулированы, не выстроены коммуникации между заинтересованными сторонами, – сетует Фролов.
Все эти вопросы в регионе планируют решать с участием заинтересованных сторон.
Волнует аграриев и перспектива проведения зерновых интервенций, но на этот вопрос пока однозначного ответа нет. А вот субсидия на реализованное зерно для Курганской области на следующий год уже запланирована. Предварительные лимиты определены и после заключения соглашения и принятия федерального бюджета их доведут до хозяйств, заверил Антон Притчин.
Прямая речь
Владимир Ивин, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы:
– Что касается несырьевого экспорта, то на первом месте у нас зерновые – примерно 11 процентов от общего объема. В 2021 году этот показатель составлял 6 процентов, то есть рост почти в два раза. Наши экспортеры находят устойчивые рынки сбыта. Разворот на Восток и глобальный Юг состоялся еще в прошлом году. Сейчас мы наблюдаем развитие тенденции. Например, российское зерно уже заменило французское в Алжире: наш товар оказался более конкурентоспособным.