На мировом рынке ситуация из-за этих нападений не изменится, заявил aif.ru независимый эксперт по сельскому хозяйству Александр Корбут. Хотя расчёт мог быть сделан именно на изменение спроса и предложения, учитывая, что Украина — лидер по экспорту подсолнечного масла в мире и может пытаться влиять на цены.
Стрельба по баночкам
Очередное нападение украинских беспилотников на этот раз пришлось по абсолютно мирной инфраструктуре — под удар попали площадки компании «Эфко» — крупного отечественного производителя подсолнечного масла, майонеза, кетчупа и других продуктов питания. Как сообщили aif.ru в пресс-службе «Эфко», «в результате атаки повреждены две промышленные площадки, жертв удалось избежать». Что это за площадки и повлияет ли удар на их технологический процесс, не уточняется.
Напомним, что «Эфко» — один из крупнейших производителей продуктов питания в России. Группа компаний выпускает соусы и растительные масла «Слобода», Altero, маргарины, кетчуп и майонез. Объём производства подсолнечного масла в этом сезоне (сентябрь 2023 — август 2024) составил более 3млн тонн. Основные покупатели готовой продукции: Египет, Индия, Иран, Китай, Саудовская Аравия, Турция и Узбекистан.
Конкурент с воза?
У рынка подсолнечного масла есть одна особенность — в мире есть всего четыре крупнейших производителя: Россия, Украина, Евросоюз и Аргентина, которые контролируют 82% всего производства. И всего четыре крупнейших импортёра — тот же ЕС, Индия, Турция и Китай, которые потребляют 61% мировых поставок. И любые негативные новости в странах-производителях или потребителях могут вызвать нервную реакцию рынка. Видимо, на это и был сделан расчёт, учитывая, что Украина, как подсчитал американский Минсельхоз, в 2022-2023 году была на первом месте, она экспортировала 35% мирового объёма этого продукта. При этом, как полагают американцы, ей вполне по силам не только удержать своё первенство, но и повысить долю на рынке — до 37% в 2023-2024 маркетинговом году.
Впрочем, этого не произошло. «Я не думаю, что украинские военные мыслят настолько стратегически, чтобы устранить конкурента, — отмечает Корбут. — Их задача — сделать гадость России, ударив по крупному производственному предприятию». Которое, как он напоминает, принадлежит всего лишь одному производителю, его мощности диверсифицированы и могут быстро переключаться с выпуска одной продукции на другую.
Какие эти события будут иметь последствия — прогнозировать рано, и всё будет зависеть от того, что именно пострадало. Если «Эфко» сообщит о сокращении поставок масла, кетчупа или майонеза, то будет одна ситуация, если последствий не будет — другая.
Масло для всех
Мировой рынок растительного масла (в том числе и подсолнечного) сейчас на подъёме. Например, в Индии, которая является традиционным и одним из крупнейших его покупателей, цены на масло уже выросли на 10-13%% из-за проблем с производством. Скажется ли каким-то образом инцидент с ударом по российскому производителю, пока неизвестно — всё будет зависеть от масштабов повреждений.
«Сомневаюсь, что это событие окажет какое-то серьёзное влияние на мировые цены, — уверен Корбут. — По одной простой причине — это всего лишь одно предприятие. И каким бы крупным оно не было, оно всё равно не определяет в целом ситуацию в стране и её возможности поставок на мировые рынки». А вот на внутреннем рынке, по его словам, могут быть изменения, потому что «Эфко» все-таки занимает достаточно большие объёмы в производстве и поставках. Причём не столько растительного масла (там внутренняя конкуренция тоже имеется), сколько майонезов и кетчупов.
Так что в сфере торговли не исключено, что кто-то может попытаться воспользоваться ситуацией и взвинтить цены. Но это будет им дорого стоить, причем во всех смыслах.
<!–Расположение: –>