Чтения названы по имени московского купца, основателя московского Преображенского кладбища и старообрядческой общины, старовера Ильи Алексеевича Ковылина.
Участники чтений из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Карелии, Ленинградской и Новгородской областей обсудили историю и традиции Выговского поморского общежительства- крупнейшего духовного центра русского старообрядчества, оказавшего огромное влияние на культуру и быт крестьян Русского Севера и ставшего, подобно большинству древнерусских монастырей, центром книжности и духовного просвещения. Как подчеркнули собравшиеся, Выговская обитель, обретя статус оплота старой веры и будучи преемницей традиций Соловецкого монастыря, стала центром притяжения древлеправославных христиан, не хотевших принимать “Никоновых новин”.
Доклады, которые подготовили ученые Эрмитажа, Русского музея, Российской государственной библиотеки, Пушкинского дома, Музея истории религии, представители российской высшей школы, настоятели старообрядческих общинкасались личности киновиарха (основателя общины) Андрея Дионисиевича, биографии и творческого наследия настоятелей Выговский обители, анализа главного апологетического труда староверия – “Поморских ответов”.
Также предметом обсуждения стали проблемы сохранения веры, исторического наследия и культурных традиций в условиях глобализации и влияния новых технологий на повседневную жизнь, перспективы развития старообрядческого предпринимательства, вопросы международного сотрудничества.
Как отметил ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Андрей Третьяков, поприветствовавший участников конференции, Ковылинские чтения сегодня – не только праздничное мероприятие для старообрядцев-поморцев и представителей других согласий, но и повод для голубого размышления о прошлом Российского государства и нашей общей российской идентичности, о духовных корнях нашего народа, и о том, как важно передавать знания и культурное наследие следующим поколениям.
На чтениях была представлена выставка старообрядческого рукописного лубка, которая является частью традиций книжной миниатюры.
Как рассказал председатель Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума Максим Пашинин, лубки посвящены вероучительным текстам и поучениям, истории старообрядческого согласия, иллюстрируют изображения христианских добродетелей и Евангельских заповедей, представляют панораму Выговской обители и изображения молитвенников-иноков, а также портреты Андрея Дионисиевича и Симеона Дионисиевича, авторов “Поморских ответов” – одного из главных апологетических произведений староверов всех согласий. Лубки Вешались в молельных и частных домах, являясь ежедневным наставлением и напоминанием о принципах христианской жизни.
На Ковыленских чтениях собрались представители нескольких регионов России. Фото: Анжелика Гурская/РГ
Станислав Михович, председатель Невской старообрядческой поморской общины в Санкт-Петербурге отметил важность юбилейных дат:
– Сегодняшнее мероприятие посвящается 330-летию Выговского общежительства – беспоповского Иерусалима, как мы его называем. Эта уникальная община, известная всему старообрядческому миру, образовалась во время раскола и выработала основополагающие правила духовной жизни после потери священства. Создание Выговского общежительства стало важнейшим событием не только для староверов, но и для истории нашей страны и показало нам, как можно поддерживать духовную жизнь, русскую культуру, творить. Наша задача – оставаться достойными потомками соловецких старцев и выговских киновиархов, которые сумели не обозлившись ни на царя, ни на гонителей, только через терпение и труд сохранить нашу историю и древлеправославную поморскую церковь.